Ребенок
11-13 месяцев

Автор методики -
Жанна Владимировна Цареградская
ПОМЕНЯТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПО ТЕКСТУ ПЛЮС КАРТИНКИ

Темы консультации 11 месяцев - 1 год:
  • Физиологические возрастные явления
  • Ритмы снов и бодрствований
  • Грудное вскармливание и воспитание
  • Отправление естественных нужд, высаживание и горшок
  • Уход и гигиена, изменения в купании и гигиене
  • Моторное развитие
  • Организация удобного быта с ребенком
  • Самостоятельные занятия малыша и игрушки
  • Психоэмоциональное развитие
  • Способы общения с ребенком, невербальный язык
  • Свои-чужие и социализация, детская группа
  • Пешие прогулки, следование
  • Пестовальная гимнастика (дополнение)
  • Отлучки мамы из дома
  • Энергетический прикорм, питание с общего стола
  • День рождения малыша

Физиологические возрастные явления
  • потливость ладоней и ступней до 3 лет
  • Стричь не следует до 1 года. Брить и стричь не следует, тк структура волоса незрелая до 3 лет и может легко повредиться.
  • молочная корка отслаивается, освобождать по принципу отжившей болячки. Если не появилась, может появиться вплоть до 1 года.
  • слюноотделение После 1 года слюноотделение уже должно прекратиться, поскольку научился сглатывать.
  • массаж десен игрушками, твердыми продуктами (морковка, капуста), меньше грызет мамины руки.
  • зубы, катаральные явления (1-2 нижних/верхних резца уже могут быть) от 1 до 4 зубов- норма, также зубов до 11 мес. может и не быть.

Ритмы снов и бодрствований
Длительность бодрстовования
  • 11 месяцев - 3,40
  • 1 год - 4 часа
  • первое ВБ короче, последнее - длиннее
Дневной сон
  • 1-2 сна днем
Ночной сон
  • прикладывается в 23.00 и спит до 5-6 утра.
  • длительность 9-12 часов
  • ночная пауза может продолжаться 6-7 часов.

Укачивание
  • требуется, когда ребенок остается в отлучках с кем-то другим
  • помогает успокоить движущееся чадо и уложить спать
  • может засыпать просто лежа
  • нужно, пока не начнет укладываться спать без дополнительных примочек (до 1,8г)
  • 3-летних детей не укачивают, это патология
Укладывание спать
  • предельное время укладывания - 5-20 минут.
  • если не уснул, то отпускают на 20 минут-1 час. В таком случае режим может быть плавающим.

Если не укладывается спать
  • не устает, не хватает физической нагрузки.
Метеочувствительность:
  • менее выражена

Грудное вскармливание и воспитание
Поведение под грудью не изменяется с 8 месяцев.
Увеличивается подвижность: больше перемещается под грудью.
Все воспитательные моменты - те же.
ГВ с прикормом: 1-2 дневных кормления (вокруг снов) + несколько кратковременных прикладываний (на 1 минутку) + постоянно пробует другую еду (кусочничает).
Сохраняются активные подутренние кормления между 4 и 8 часами утра (2-4 прикладывания).
Второй год жизни - наиболее активный период ГВ.
Ночные кормления, дневные кормления вокруг снов+ кратковременные для психоэмоционального комфорта.
  • Приобщение к пище взрослых не связано с ГВ, две параллельных вещи. После пищи испытывает потребность приложиться к груди

в 8 мес виртуозно справляется с сосанием
  • Двигается при сосании очень маневренно: переваливается с боку на бок, меняет позы, пробует идти по делам с грудью во рту, смотреть книжки и играть игрушки
Воспитание под грудью:
  • выбор позы и положения - за мамой. Ребенок может предложить, а мама принять или отказать в зависимости от ситуации.
  • выбор груди и сосание обеих молочных желез - тоже за мамой.
  • может сосать обе - стимуляция выработки молока и объемов для подросшего малыша
  • дистанция: головой не вертит, сохраняет дистанцию между носом и грудью, не оттягивает, ногами может вертеть - хорошо воспитан.
  • Нос вырос и не так плотно прилегает к молочной железе - мама продолжает следить за дистанцией, поправляет позицию у груди.
  • теребление второй груди. умеренны или навязчивы - зависит от поведения мамы с 5,5 мес. При повышенной тревожности ребенок настаивает на ковырянии. Если спокоен и мама обучила, фиксируя руку, отвлекая, тогда более спокоен. Создавать физические препятствия.

Моторная активность
К 11 месяцам диапазон моторики гораздо шире: стоит без поддержки, приседает без поддержки и поднимается, тренирует равновесие.
Если самостоятельно пошел а 8,5-10 месяцйев, то в 11 месяцев уверенно ходит.
Если самостоятельно пошешл после 10,5 мес, к 11 переходит на небольшие расстояния от опоры к опоре (короткими расстояниями).
Нехождение в 11 месяцев - сигнал отклонения моторного развития (психомоторного развития) - заниматься и подтягивать до возрастной нормы.
БЫстро ходит, подчти бегает.
Начинают передвигать доступные предметы мебели (табуретки, скамейки), взбираются на небольшые возвышения, используя подставку как ступеньку. Успешно преодолевает порожки (ранее-непреодолимое препятствие) перешагиванием.
Движения более скоординированы и уверены. Может подтягиваться на руках.
Стремление подняться на высоту - выраженное. Спуститься с высоты пока не может. Забирается на высокие поверхности, не думая, как спускаться вниз: сначала запускаются навыки подъема вверх - врожденная программа. Потом только - вниз.
Поведение мамы в случае, когда ребенок залез на высоту (спуститься сам не может, зовет помощь): мама может спокойно использовать это время для себя, доделывая дела (при условии обученности ребенка краю). Когда насиделся и упорно просит снять - спустить вниз, недоводя до испуга и дискомфорта. Через 4-5 месяцев ребенок начинает обучаться спуску вниз - норма.
  • Важно! Обучение подъему ребенок должен производить голой ножкой, не в носках - препятствует развитию двигательных навыков.

Карта тела
Показывает свои части тела по просьбе мамы.
Позже появляется грудь.
Спина, макушка головы и попа - самые далекие.
Должен изучить и понимать габариты тела.
Мама сопровождает действия словами.
Девочки учатся этому быстрее и скорее показывают части тела по просьбе.
Обнаруживает пуп, ощупывает рассматривает.
Стучит по голове руками и игрушками - определение габаритов тела.
Изучает гениталии в процессе, теребит, дергает.

Самостоятельные занятия
Самостояльеные занятия: много времени может заниматься сам, исследовательское поведение (40-60 минут может не трогать маму).
Детально изучает квартиру. Все недоступные места усиленно открывает, прикладывает все усилия - сделать недоступными при организации пространства с 6 месяцев. Также нужно научиться регулировать поведение ребенка, чтобы не лез в запретное место.
В 11-12 месяцев активно исследует обувь, шкафчики, ящички. Обувь должна быть чистой.
Периодически разбрасывает вещи и собирает обратно.
ИСпользует подставочки, чтобы добраться выше.
Выделяет опасные вещи и громкие звуки (дрель, вертолет, бурный ветер) - опасные, потенциально опасные и угрожающие.

Игрушки
Игровая деятельность: пирамидки, ладушки, прятки-догонялки, пестовальные игры, ку-ку,. У девочек сюжетно-ролевая игра в кормлении и укладывании кукол спять. У мальчиков - позже.
Любят играть с посудой, греметь чашками, крышками.
Если мама показала что-то интересное, то ей придется повторить действие еще 6-12 раз.
Прочие имитативные игры.

  • высокая потребность в самостоятельных занятиях - необходимо для моторного развития
  • цикл 40 минут сам - 20 на маме: тренировки вплоть до 40 минут, далее возникает потребность забраться на маму, отдохнуть и набраться сил в течение 20 минут
  • может носить на руках и брать на руки, спускать на пол по потребности вне ритма
  • осваивает свое тело, рассматривая руки, ощупывая голову, бьет игрушкой по голове, гладит животик, ощупывает ножки и половые органы.
Игры и игрушки
  • любят настоящие вещи и кухонную утварь
  • играют в ку-ку, догонялки - прячут глаза и уже спрятался

Психоэмоциональное развитие
Значительно продвигается: игровая, самостоятельная деятельность, социализация, появляется контроль над поведением.
Подражание: разговаривает по телефону, помешивает кашу, чистит обучвь, вытирает тяпочкой, моет, перекладывает, пылесосит, моет пол, стирает (врожденная программа) - выделять инвентарь, помогать организовывать.
Попытки самостоялеьно есть.
Раскладывать вещи в ряд и в кучку, складывать на место (обозначать место).
  • Пробует одеваться сам.

Чувства
Становятся более покладистыми и терпеливыми.
Более терпеливы к боли: в общественном месте может сдерживать боль, не рыдая громко.
Топает ногой, когда возмущается, может кричать пронзительным голосом, нервничая или сердясь.
Мама не должна обращаться внимание, а при навязчивом поведении может отстратить от себя.
Негативные эмоции не копирует, копирует только мимику и жесты.
Низшие чувства испытывает, тк мозг созраел в этих долях.

Способы общения с ребенком, невербальный язык
Совершенствует произнесение согласных, более четкий лепет.
Громко кричит, изучая силу связок. Поет на пронзительно высоких нотах, похоже на визг.
Появляются звукоподражательные слова: собака - ав-ав, корова -му.
В 10 месяцев может сказать первые слова: мама, баба и тд. Проблема в том, чтобы сказать согласные звуки - начало говорения согласных (созревают органы говорения и зоны речи).
Жестовая речь и звукоподражательные слова - расширяются.
Ориентируется в словах взрослых, указывает на услышанный предмет. Может показывать пальцем на предметы и просить назвать.
Обучение: "Дай игрушку", - и мама берет игрушку из рук ребенка, "Возьми яблоко", - вкладывает кусок яблока в руку ребенка - так происходит обучение речи. Мама обучает поянтиям, глаголам, существительным. Прилагательные и прочее-позже. Обучать без ожиданий от ребенка понимания взрослой речи.
По просьбе мамы может показывать на себе или на кукле или на маме части тела, отвечать на простые вопросы "где стул? где котик?".
  • Начинает слушать простые короткие сказки. Слушает и изучает артикуляцию.

Свои-чужие и социализация
Плоды социализаци: построение своих взаимоотношений с людьми.
Правоцирует взрослых, наблюдает за реакцией.
Правоцирует конфликтные ситуации, исследует границы, рассчитывая на бурную реакцию. В зависимости от реакции мамы разворачиваются дальнейшие действия.
Проговаривать, можно/запрещено/отойди спокойным уверенным голосом.
Помогает строить социальные отношения.
Если мама праивльно не реагирует, то потом маме предстоит уборка.

РАспознает своих-чужих. В незнакомой обстановке осторожен.
Легко перенимает дурное поведение как выдающееся.
Взрослым важно соблюдать нормы цивилизованного общения - членам семьи нужно причесать свое поведение и следить за ним.
Смешит и веселит, если заметил, что родителя что-то рассмешило, пока не замучает.
  • Способен выполнять просьбы взрослого.

Уход и гигиена
Купание
  • в большой ванне разрешается стоять до 1,5г (далее сами садятся)
  • при купании моющие средства не используются, тк защитный слой нежный и смывать его нельзя.
  • мыло используется, когда ребенок испачкался так, что водой не отмыть.
Пробуют исследовать воду, ловит струю как твердый предмет, не понимаю текучесть воды.
Мытье головы
  • 1-2 раза в неделю
  • голову моют движением назад у себя на руках в процессе совместного купания (запрокидывает назад) просто рукой, не душем
  • голову моют просто водой, откинув на себя
  • Стрижка - нет необходимости брить ребенка. Только если прическа выросла неравномерно с проплешинами, тогда стрижка помогает выровнять длину волос. Чаще всего - равномерная аккуратная прическа либо короткие аккуратные волосы. Бритье не обязательно.
Уход за зубами

Отправление естественных нужд
Высаживание
Стремится к самостоятельности, наблюдает за пописами, покаками, изучает результаты, опорожняется под контролем зрения до 1,5 лет. Вытирает за собой.
  • В 1 год приучение в горшку неуместно: посадка на горшок- нагрузка на позвоночник, тазовое дно, кишечник, связки, не готов сам встять с горшка, влияет на опорно-двигательный аппарат. Осваивает горшок с 1,5 до 2 лет. Если принудительно сажать на горшок, может привести к дисфункции органов тазового дна, нарушениям опорно-двигательного аппарата, также чревато отказом от горшка. Ранняя посадка на горшок - дрессура.
Гигиена
  • продолжает ощупывать
  • нужно проверять и подмывать малыша, смазывать кремом, если есть раздражение
  • голопопие: попа должна быть голая, происходит строительство тела и важно обеспечить доступ. Также голопопием ребенок стимулирует рост половых органов.
Ритмы пописов и покаков
  • к 9 мес на фоне прикорма стул оформленный + разжиженный в частотой 1-2 раза в сутки или через день по утрам.
  • Дети не какают ночью

Организация прогулок, следование
Первые самостоятельные шаги на прогулке, первые прогулки.
  • Все правила следования за мамой сохраняются как в 8 месяцев.
  • в 9-10 мес. появляется поведение "следование": перемещается за матерью, не выпуская ее из поля зрения.
  • безопасная дистанция различная в закрытом помещении и на улице. На улице - длина вытянутой руки мамы - этому нужно учить, иначе будет разрегулирование процесса.
  • прогулки для ребенка в принципе начинаются с момента ходьбы
  • следует начинать пешие прогулки и отказаться от сна на улице, как только ребенок начал ходить, держась за руку взрослого (9-10 мес.)
  • ребенок то идет, то едет - поддержка следования и обучение ему.
  • у мамы - роль ведущего. Ребенок следует за ней, а не наоборот. Ей нужно выстроить маршрут, ребенок сопровождает маму, которая идет по делам.
  • следует отказаться от колясок, поскольку это нарушает принцип следования и разрегулирует процесс. В коляске мама выполняет его волу, как ему кажется. Коляска используется только на дальние расстояния, а лучше - слинг.
  • выход из дома должен быть спланирован по делам мамы с привалами, минимум площадок
  • малыш может виснуть на маме, если мама дома засиделась = скучно
  • не давать возможность хватать чужое (в магазине - продукты на полке)
Обувь
  • должна быть мягкой
  • с удобными застежками
  • не использовать ортопедическую обувь
  • не использовать обувь вне прогулок, тк происходит формирование стопы и позвоночника
  • у новорожденного нет подъема и стопа не сформирована. Она формируется в процессе хождения босиком по разным поверхностям.
  • Стопа и суставы ноги формируются вместе с позвоночником.
  • если есть возможность, ходить летом босиком по разным поверхностям для формирования стопы.

Пестование (дополнение)
  • аналогично упражнениям в 8 месяцев- сидя и стоя (динамичные).

Отлучки мамы из дома
  • с 8 месяцев ребенок ожидает, что мама будет уходить из дома на 3-5 часов 2-3 раза в неделю (ВП)
  • если отлучек нет, то дети имитируют уход мамы
  • элемент социализации: ребенок общается с другими людьми, расширяя круг общения и выстраивая отношения с ними, а не только с мамой.
  • возможна организация отлучек мамы, когда бабушка уходит с ребенком гулять, а мама остается дома ( с 8 мес)
  • необходимы для формирования пищевого поведения
  • ВП требуют отлучек

Энергетический прикорм
Питание с общего стола:
-мама прикармливает ребенка на своих коленях
-отсаживает с колен на пол либо за отдельный маленький столик (может сесть сам),
- появляется место за общим столом для самостоятельных упражнений (не всегда удобно спустить на пол) - на короткий промежуток времени, тк удобнее на полу или за своим столиком.
Важно: должен мочь самостоятельно забраться и спуститься.

Активно пробует все со стола с сохранением ГВ.
Приобщение к пище взрослых не связано с ГВ, две параллельных вещи. После пищи испытывает потребность приложиться к груди - норма.
Ребенок успевает и прикармливаться и сосать грудь.
Следить, чтобы не сосал грудь с чем-то съестным во рту, иначе может подавиться либо испортится прикладывание - проверить, пусто ли во рту.

Поведение за столом: 2-3 полноценных прикорма (до 200 гр продукта).
В 11 месяцев полностью или частично отказывается от молочных продуктов (анная каша, сметана, молоко), сохраняет обычно твердый сыр и масло (содержат жиры и холестерин для нервной системы).
Смешивание продуктов в виде салата не приемлет, предпочитает по отдельности - незрелая пищеварительная система не способна переваривать в виде смеси (салат из свежих овощей и фруктов).
Вилка и ложка: обучение пользованию. Поправлять в удержании вилки (кисть недоразвита, но может держать сразу правильно в отличие от ложки). Переучивать правильно держать ложку с 5 лет, когда в кисти будет достаточно котсной ткани - помогать и направлять вилку и ложку.
Ведущей руки нет, как правило пользуются обеими руками одинаково, поправлять не нужно.

День рождения
День рождения в 1 год - день мамы, подздравляют маму, дарят подарки маме, не ребенку. Могут обставить квартиру, чем необходимо.
Ребенок переходит в статус живых, поздравлябт маму, что дорастила ребенка.
  • Ритуалы: реинкарнационные воспоминания, разрезание пут
СМ традиции на 1 год