Возрастная консультация
3-5,5 месяцев

Автор методики -
Жанна Владимировна Цареградская
  • Темы консультации 3-5,5 месяцев
????Физиологические явления
????Организация ГВ и воспитание
????Ритмы снов и бодрствований
????Высаживание и отправление естественных нужд
????Уход и гигиена, закаливание
????Изменения в пеленании, купании
????Холдинг: позы, хваты для ношения
????Моторная активность, самостоятельные занятия и игрушки
????Организация быта с ребенком
????Психо-эмоциональное развитие малыша
????Свои-чужие, социализация
????Организация прогулок
????Подготовка к прикорму

Физиологические явления
  • Потливость ладоней и ступней сохраняется, усиливается. Особенно может быть заметна при кормлении грудью, потому что процесс сосания для него – серьезная работа. Под малышом может намокать простынка по той же причине (потение). Летом может быть некомфортно спать в позе лежа на руке - на руку можно накинуть пеленку.
  • Вытертость затылка сохраняется, становится больше, у некоторых малышей к 6 месяцам уже может хорошо зарасти постоянными волосами.
  • Косоглазие новорожденности проходит. Если глаза продолжают косить, необходимо обратиться к остеопату.
  • Желтушка проходит окончательно.
  • Молочная корка активно шелушится, появляется регулрно до 2 лет, может сохраняться до 8-10 лет. Очищать по принципу засохшей корочки - хочется сковырнуть - сковырните. Если сковырнуть невозможно - не трогайте.
  • Себорея ушей - начинают работать сальники в ушной раковине - появляются темные чешуйки. Хорошо отходят после купания.
  • Тремор подбородка и конечностей проходит или ослабевает.
  • Слюноотделение наиболее сильное, еще не способен сглатывать, требуется слюнявчик. Убирать слюнку промакиванием, натирать кожу не нужно. Раздражение вокруг рта и на груди продолжается до 6 мес., пока малыш не научится сглатывать слюнку.
  • Массаж десен кулаками, пальцем мамы, согнутым в фаланге пальцем мамы.

Ритмы снов и бодрствований
Малыш живет по ритмам, в которых нет хаоса.
Эти знания помогут предугадывать поведение малыша и то время, когда пора укладывать ребенка спать.
  • мама встраивает в ритм и поддерживает его
  • мама знает, как выглядит перегулявший малыш и помогает уснуть
Длительность бодрстовования
3 месяца - 1 час
4 месяцев - 1:20
5 месяцев - 1:40
6 месяцев - 2 часа
Малыш - не табличка, цифры приведены для ориентира. Плюс/минут 20-30 минут может быть нормой, но не более.
  • первое бодрствование обычно короче среднего, последнее - длиннее
  • длительность ВБ растет скачками. Если малыш 3 и более дней не укладывается как обычно, увеличьте бодрствование.
Дневные сны
Всего 3-5 снов.
1-2 длинных сна (от 1 часа)
1-4 коротких сна (10-40 минут)
Если малыш закрыл гласа и сосет - он спит.

Ночной ритм
Длительность ночного сна 9-12 часов.
Выходит в посерхностный сон для сосания и высаживания (с грудью).
Сухая пауза длится 3-5 часов - в этот период малыш не писает, не прикладывается к груди.
Хорошо выражен ритм ночного сна: длительно сосет на НС, может высадиться через час после просыпания и пососать грудь; далее обычно наступает длинная сухая пауза, после нее малыш высаживается, и сосет грудь с ритмом через 1,5-2 часа.

Особенности сна
Беспокойный сон, частые пробуждения, лихорадочное сосание ночью вне ритма может говорить о тревожности ребенка, впечатлении ненадежности матери, неблагополучии здоровья. Из ошибок ухода : памперс ночью и отсутствие высаживания, совместного сна - приводит к нарушению сна и частым просыпаниям.
Сухая пауза может присутствовать (не писает 3-5 часов), при этом присутствуют просыпания и прикладывания к груди - не относится к норме и лишние просыпания постепенно сойдут на нет.
Сон может ухудшаться: в полнолуни/новолуние, в начале заболевания, при ухудшении физического состояния, прорезывании зубов.
Для прорезывания зубов характерны катаральные явления, такие как повышение температуры, понос, слабость, плаксивость, общее снижение иммунитета.

Метеочувствительность
  • если не снизилась, останется до 6-12 мес.

Грудное вскармливание и воспитание
Важные правила организации грудного вскармливания и воспитания:
  • ношение (позы, длительность, положение) определяет и выбирает мама
  • следует использовать разные места и позы, чтобы их применение было нормой для малыша
  • за положением и прикладыванием (вывернуты губки, грудь глубоко во рту), дистанцией нос-грудь - следит мама
  • со время сосания начинает обнимать грудь ручками
  • при сосании может отталкиваться руками (чаще на 5-6м месяце), ногами, что не является отказом от груди, а говорит о том, что ребенок нашел рук, ноги и состыковал их использование.
  • питательные сосания группируются вокруг снов (ГВ вокруг снов), они являются ключевыми для набора веса и поддержания надежности мамы. Грудь на засыпание и просыпание - обязательная часть ГВ в этом возрасте. Хорошо, если мама прикладывает к груди До того, как ребенок проснулся.
  • сосания в бодрствование могут временно уйти, при сохранении ключевых сосаний на вес это не влияет
  • первый опыт сдавливания деснами груди мамы ближе к 4 мес - необходимо быстро прижать ребенка в грудь носом, перекрывая носовое дыхание - малыш сразу откинется, отпустив грудь и больше кусать не будет. После этого грудь прикрыть и какое-то время не прикладывать. Это случается, если мама не управляет ребенком у груди или малыш находится не в локтевом сгибе и может оттягивать сосок мамы безконтрольно. Если голова не зафиксирована, отучить от кусания груди будет трудно.
  • днем во сне бессознательно десна сжимает - отнимать пальцем: держите наготове палец, чтобы нетравматично освободить грудь, вставив в уголок рта ребенка (развакуумировать, оттягивая губку к щеке ребенка) и переподать грудь глубже.
  • по требованию мамы ребенок берет грудь хотя бы на секундочку из уважения к маме
  • все успокоение происходит у мамы на груди (эндорфины, надежность мамы)
  • может засыпать просто лежа, важно периодически сохранять укачивания - это Ваш инструмент. Укачивание может стать полезным - малыш может вести себя беспокойно у груди (при условии, что мама высаживает и ребенок не хочет писать)​
  • ложный отказ от груди - частое явление - проявляется как частые отвлечения от сосания на любой шорох, отворачивается (короткие сосания). Необходимо исключить раздражители, создать тихие спокойные условия
  • явление - важничанье - мама может, если у нее есть время, 5-10 минут умиляться. Если малыш не прекращает, забрать грудь и утешить по-другому
  • тренировать на сон без груди (то есть забирать грудь, когда ребенок ее еще не отпустил) можно с 5,5-6 месяцев. До этого момента грудь у ребенка не забирают, пока сам не отпустит.

Холдинг: позы и хваты для ношения
Дома носят преимущественно руками:
- столбиком
- в позе на бедре ("лягушка"), чередуя стороны (обязательно) - следить за симметричностью таза, поза формирует ТБС. Требует терпения от ребенка: 2-3 недели мама поправляет, а малыш учится держать ножки и спину, держаться за маму.
Неправильное ношение-причина нарушений ТБС и позвоночного столба. Поза на бедре может не сразу получаться у мамы и нравиться малышу. Если малыш еще не держит голову (ошибки холдинга мамы)- поза помогает.
- полуколыбелька
- колыбелька используется в основном только при укладывании спать. К 3 месяцам дети от нее устают и готовы в ней только спать.

Не рекомендуется:
- тигр на ветке
- ношение лицом от себя

Дома в слинге носят недолго, так как высаживание происходит каждые минут 15-20 и доставать ребенка из слинга не всегда удобно.


Почему не стоит носить ребенка лицом от себя?
Ведь так он так лучше видит мир!

  • При правильном ношении ребенка в хороших позах обзор не закрывается. В каждом возрасте есть особенности поз ношения, которые соотнесены с возможностями и емкостью психики, нервной системы ребенка и физиологией опорно-двигательного аппарата
С 3 мес малыша носят на бедре:
  • малышу видно во все стороны
  • малыш при маме, следует за мамой и "участвует " в ее деятельности - врожденные ожидания ребенка, потребность
  • знакомится с миром мамы, ее деятельностью, что способствует познанию мира и развитию интеллекта (карточки с животными и занятия в развивающие игры познанию мира не способствуют)
  • усваивает, что мама умеет многое, учится через нее и у нее
  • осваивает с безопасных рук мамы, как живут и бытуют
  • малыш может в любой момент спрятаться "в маму", если испугался
  • развивает эмоциональный интеллект об другого человека,в первую очередь об маму за счет постоянного контакта с ней. Малыш развернут к маме и постоянно отслеживает ее эмоции, настроение, реакции на окружение и события. Через маму учится оценивать событие и ситуации, учится реагировать, набирает опыт.
  • ощущает себя участником маминой интересной жизни (он никогда раньше не видел такое "кино")
  • ощущает себя под опекой взрослого
  • формируется базы психического восприятия, отношений с близкими и с миром, контакт, двухсторонние отношения​​
Если мам носит лицом от себя:
  • мама снимает с себя всю ответственность за эмоции и переживания малыша.
  • ​малыш не имеет возможности спрятаться в маму, закрыться от информационного перегруза
  • малыш не может разделить эмоции с мамой, ему некому их показать или "отдать"
  • малыш не может считать с мамы ее эмоции, настроение, реакцию на событие, чтобы понять, как к этому относятся
  • не может изучить быть мамы
  • не ощущает себя под опекой и в причастности к маме
  • ребенок один на один с миром, она сам должен пережить все события и информацию
  • получает иллюзию "один, сам по себе"
  • не может разделить свои переживания с взрослым
  • не может спрятаться от мира и обилия информации в маму
  • формируется недоверие к маме, взрослому, "мне никто не поможет и это нормально"
  • теряется контакт с мамой
  • теряется тяга разделить впечатления эмоции со взрослым
  • ребенок может отключиться в глубокий сон от полученного нервного и эмоционального перегруза. Такой сон не является здоровым
  • ​ребенок думает, что ведет он, ведь он впереди, мама не является ведущей
  • вероятнен отказ от груди, "непослушное" поведение
  • такие дети убегают от мамы на улице, не следуют, а мама бежит за ребенком, на маму ребенок не ориентируется​

Прогулки с малышом рекомендуются:
  • мама видит лицо ребенка, малыш повернут к ней
  • поза на бедре (с 3 месяцев)
  • слингоношение (физиологичное по возрасту)
  • коляска лицом к себе
  • обменивайтесь взглядом, помогайте ребенку, если видите, что он перегружен или напуган
  • считывайте эмоции ребенка и делитесь своими естественно
  • общение невозможно, если один идет сзади, другой-впереди и между ними нет контакта - отвернуты друг от друга, не вместе, поддержки нет
! Другой взрослый может носить лицом от себя, то есть лицом к маме, если мама идет рядом.

Моторная активность, освоение пространства, игрушки
Переворот на живот, на спину
На спине малыш лежит устойчиво, уверенно удерживает голову.
В период с 2,5 месяцев малыш уже может предпринимать попытки к перевороту на живот.
В уроках по пестованию есть видео о том, как малышу помочь довернуться на живот.
К 4,5 месяцам малыш, лежа на животе, может выводить одну ручку вперед, опираясь на локоть другой руки, для того, чтобы схватить какой-то предмет.
Переворот с живота на спину происходит после переворота на живот примерно через месяц, обычно в 4-5 месяцев.
К 5 месяцам леж на животе появляется поза "самолетик" чередуясь с опорой на руки.
К 6 месяцам может появиться устойчивая опора на руки и координированный переворот со спины на живот.

Часто малыш после переворота на живот начинает сразу плакать.
В этом случае очень важно пестовать малыша, чтобы он воспринимал свое тело комфортно, относился к своим возможностям позитивно, стремился осваивать новые вехи.

Самостоятельные занятия и моторика
Чтобы успешно осваивать моторные вехи, необходимо
- носить ребенка в позах по возрасту, периодически откладывать
- проводить часть бодрствования на плоской неограниченной поверхности (пол), чтобы ребенок видел перспективу
- поверхность должна быть просторной, потому что чтобы двигаться, сначала нужно созреть пониманию "я могу, я хочу туда". и только потом малыш пробует реализовать это через тело
- давать возможность тянуться к предметам, расположенным рядом с ребенком


С 3 месяцев (при хорошем уходе это может происходить раньше), малыш "переезжает" на пол и часть бодрствования проводит отложенный на полу: На руках 15 минут, 15 минут на полу (через высаживание), при первом сигнале или через 10-15 минут снова взять на руки (через высаживание).
При хорошем уходе малыш может лежать отложенным и заниматься своими делами при маме 15-20 минут. После малышу важно попасть к маме на руки и согреться/приложиться


Не рекомендуется:
- откладывать ребенка длительно на диван, у края кровати, на столе и оставлять без присмотра, т.к. переворот на живот может произойти внезапно, малыш без предупреждения может упасть.
- использовать для длительного откладывания коконообразные шезлонги на длительные периоды (только кратко, если Вам нужно отложить там, где место для откладывания не приготовлено), поскольку шезлонг ограничивает моторные возможности ребенка. На плоской поверхности ребенок имеет больше возможностей двигать руками и ногами, в большей амплитуде, в том числе более подвижна и голова.
- укладывать ребенка под мобиль, нависные игрушки, особенно движущиеся: может напугать, фиксировать взгляд на одном предмете ребенку физически трудно и не полезно, ограничивает стремление к освоению переворота и изучению тела.

Карта тела
К 3 месяцам, особенно если мама пестовала малыша, он достаточно хорошо осознает тело.
Вскидывания прекращаются.
Малыш двигает ручками и тянет их в рот, координируя этот непростой процесс под управлением глаз. Постепенно во рту оказываются и ноги.
Прислушивается ко всем процессам (бурление, пук, пописы), происходящие у него в теле. Приходит к выводу - "Это происходит у меня".

Ощупывание ручками:
- животик, рубашечку ближе к 4 месяцам.
- ноги, тянет их в рот и изучает ртом, обсасывает.
- гениталии - ближе к 4 месяцам (сразу после животика). Очень важно (!), чтобы ребенок нащупал не трусики или бодик, а свои собственные гениталии - идентификация пола и привязка функции к телу - малыш запечатлевает в этот момент, что и где у него расположено, какие они и что вообще они есть - это база психосексуального здоровья.
- ищет "конец" тела. Важно выхлопывать малыша при высаживании и ночить на бедре - именно так малыш ощущает, где у него другой конец тела.

К 3 месяцам малыш уже контролирует сфинктеры, но пока без точного понимания, где они расположены, он их ищет.

Игрушки
Самые лучшие игрушки - это вещи, которыми орудует мама.
Малыш очень хорошо видит с бедра мамы, чем пользуется мама и просит вещи на изучение.
В момент, когда малыш отложен, можно давать как раз те самые предметы - ложки, плошки, поварежки, пластиковые контейнеры и проч.
Не исключено и пользование игрушками.
Малыш тянется к предметам, которые есть вокруг. Также можно вкладывать в ручку то, что хорошо можно обхватить и погрызть.
Когда малыш отложен, можно специально ставить рядом 1-2 предмета, игрушки для стимуляции малыша к движению и перевороту. Малыш учится тянуться к предметам под контролем глаз.

Присаживание
Используется, когда мама с 3 месяцев берет ребенка с собой за стол во время приема пищи.
Опора на бедра, с хорошей поддержкой под грудь малыша.
Опору на попу давать никак нельзя.


Психоэмоциональное развитие
Особенности возраста
Может немного подождать, пока мама достанет грудь. Не затягивать, но подождать уже может.
Продолжает проводить много времени на руках, выстраивая общение с мамой, изучает пространство с маминых рук.
Ориентируется в комнате, подает сигнал или начинает плакать, когда мама подходит к дверному проему, мама у двери -"не уходи".
Способен строить траекторию движения предмета.
Увлеченно разглядывает предметы, следит за предметами, разглядывает их.
Проявляет чувство юмора, хохочет в голос, смеется на баловство.​
Плачет со слезами.
Испытывает и демонстрирует обиду, смущение, кокетничает, задается, заигрывает, строит глазки.
Издает сигнальные звуки-крики, когда хочет опорожниться, сменить положение, приложиться к груди. Плач - это крайний вариант сигнала, когда мама пропустила первые.
Хнычет, когда устал и хочет спать.
Плаксивость при плохом самочувствии.

Общение и речь
Гулит более внятно.
Провоцирует маму к общению, демонстрирует потребность в общении, которая должна удовлетворяться вовремя


Свои-чужие и социализация
Это один из ключевых периодов, когда граница "свой чужой" может быть крепко сформирована или нарушена.
Знает всех своих.
Опасается чужих и показывает опасение.
Ожидает, что мама никогда не даст на руки чужому. Это подтвердит или опровергнет надежность матери, а также важность собственных границ.
Важно поддержать это ощущение. Это система безопасности для ребенка.
Ребенку важно понимать, кто для него "чужой", а кто свой. Чужой - тот, кого ребенок видит реже, чем раза в неделю. Даже если это родная бабушка, но ребенок видит ее реже 2 разв неделю, ребенок может воспринимать с опасением.

Бодрствующего ребенка могут брать на руки другие близкие люди на непродолжительное время - уроки общения с близкими, кого ребенок запомнил, кто общается с мамой.
Мама находится недалеко, в пределах дома. При первых переживаниях, потребности приложиться, желании высадить - несут к маме, мама обеспечивает уход.
Долговременная память еще не работает, ребенок помнит события и людей за последние 2-4 суток. Но если видит человека частно - нарабатывает запоминание и быстро вспоминает даже после длительной разлуки.
Важно отношение мамы к окружающим людям. Формирует отношение к человеку через отношение мамы.

Уход и гигиена
Пеленание
​Пеленание в бодрствование не используется.
Пеленание на засыпание используется только по необходимости, когда нужно помочь малышу успокоиться и расслабиться - до 6 месяцев.Потребность в пеленании в этом возрасте может говорить о травме первого рода.

Купание
До 3 месяцев ребенок купается адаптационно в пеленке, в малом количестве воды.
На 4-м месяце мама чередует купание в пеленке с купанием в большой ванной вместе с мамой - 15-20 мин ежедн/через день. Кожа созрела и купание в травах не обязательно.​
При этом адаптационное купание может сохраняться при сноровке мамы вплоть до 6 месяцев, если у мамы нет идеи скорее высвободить ребенка.
В процессе купания ребенок старается сесть - труднее купать.

Купание с мамой
Температура и количество воды подбирается для мамы.
Ребенок у груди, может прикладываться в процессе купания.
Вода в ванной должна быть прозрачная, темной воды, воды с травами ребенок может испугаться.
Купальник при купании с ребенком не используется.
Ребенок опасается воды как стихии и важно поддерживать безопасное поведение в воде - обеспечивается мамой при совместном купании.
Перед купанием ванну мыть обычно.
Для того, чтобы достать ребенка из ванной при купании с мамой требуется помощник или заранее заготовленное место для откладывания малыша, например, на пол ванной, накрыв корпус малыша теплым полотенцем, пока мама быстро обмывается и выходит. Также возможно накинуть халат на маму с малышом один общий и обсхонуть вместе вне ванны.


Отправление естественных нужд
Малыш:
  • голопопит в вб
  • потребность писать самостоятельно в бодрствование: переворот на живот - лужа​
  • писает и прислушивается
  • тужится сосредоточенно​
  • учится контролировать - напрягается, тужится,
  • высаживание по ритму (нет ярких сигналов - следить за ритмом)и по требованию мамы - честно пытается выдавить, что накопилось
  • ​угас рефлекс (сигналов нет) - предупредительный попис, ждут высаживания. Если не высадить, пописает.
  • хочет сам, особенно на животе, прижавшись гениталиями.
  • отказ корректно - постараться выдавить пару капель, улыбнуться маме, выпрямляет ноги без крика - спустить с рук
  • отказ некорректно - выпадает из рук, скандалит - есть два варианта реакции - сделать вид, что ничего не поменялось, предложить через пять минут снова, в этот раз прекратив высаживать, либо свернуть обратно в позицию высаживания со спокойным ощущением внутри. Если Вы злитесь - спустите ребенка с рук.


Мама:
  • мама продолжает высаживать вокруг снов + по требованию в бодрствование по ситуации с грудью/без груди
  • наблюдать ритм, он моежт измениться, но все также в первое бодрствование малыш писает часто, в вечернее - реже
  • в районе 3 месяцев угасает рефлекс расслабления на сосание груди, могут наступить беспокойные ночи, пока ребенок не отладит управлени сфинктерами. У высаживаемых детей этот этап проходит быстрее. У невысаживаемых этот этап объясняют "кризисом 3 месяцев". А ребенок всего-то хочет писать. Нужно отследить ритм и высаживать у кровати с грудью​
  • мама продолжает высаживать ночью с грудью
  • может быть отказ , буквально выпадает из рук. В таком случае маме следует делать вид, что ничего не изменилось, продолжать предлагать высаживание
  • важно не позволять писать на маму: если сосет грудь - развернуть на высаживание, похлопать либо отстранить от себя, на вытянутых руках донести до места Вашего переодевания, там отложить на пол, переодеться не торопясь. Метит ребенок сначала бессонательно, такими же доолжны быть и реакции - правильными бессловестными действиями мамы.
  • ищет конец тела (захватывает)- идентификация тела, пола

Особенности стула
  • стул становится густым и однородным,Может сохраняться кислый грудничковый стул. Иногда встречается коричневый с резким запахом. Становится похожим на взрослый по мере созревания ферментов, мб неприятный взрослый запах.
  • ​от рождения и до 6 месяцев стул может быть абсолютно любым. Кишечник в состоянии физиологичного дизбиоза.

Частота стула:
  • от 2 раз в сутки до 1 раза в 2-7 дней.
  • Перед изменением ритма дефекации может возникнуть физиологическая задержка стула до 7-12 дней при нормальном самочувствии ребенка. Задержка стла говорит о некотором созревании ферментов и бактерий кишечника. В этот период нужно продолжать высаживать. Ставить свечки и газоотводные трубки не нужно.​
После задержки частота изменяется - 1 раз в 2-4 дня до введения прикорма
Особенности пописов
  • писает вокруг снов + в бодрствование с примерным ритмом каждые 20 минут (отследите)
  • во сне не писает

Организация прогулок
Особенность периода в том, что примерно на 4-5-м месяце происходит постепенный переход от прогулок на сон к прогулкам с просыпанием на улице.

До 3-4 месяцев мама гуляет с малышом на сон, на просыпание прикладывает ребенка к груди. Если это не поездка, то к просыпанию возвращается домой, в привычную обстановку.
На 4-5м месяце малыш начинает просыпаться на улице, гулять там с мамой приложившись к груди 5-15 минут и возвращаться домой.
Так к 6 месяцам прогулки остаются только на бодрствование, а сон остается преимущественно дома в неподвижной кровати.

Рекомендуется гулять с малышом в слинге:
  • если ребенок спит, то в колыбельке (слинг на кольцах, слинг-шарф)
  • если ребенок бодрствует, то в колыбельке у груди либо фронтальном вертикальном положении , в позе на бедре (слинг на кольцах, слинг-шарф, слинг-рюкзак с пристежками под попу ребенка)
Слинг на кольцах или слинг шарф - позы ношения для несидящих, поза фронтально и на бедре
Рюкзак - с 4 месяцев, поскольку в рюкзаке не особо удобно прикладывать ребенка, а до 4 месяцев дети сосут часто.


Подготовка к прикорму
Подготовка к прикорму начинается того, что мамы берет ребенка с собой за стол минимум дважды в день.
Ребенку выдают ложки, малыш их облизывает, изучает.
Рекомендуется взять -. ложек, тк в процессе он их бросает на пол, и чтобы не вставать каждый раз, мама дает новую ложку, заготовленную заранее.

В этом возрасте и до 5,5-6 месяцев интереса к еде у ребенка нет. У него есть интерес к посуде.

Мама располагает ребенка сбоку от себя, с опорой под грудь или полулежа с опорой на спину так, чтобы малыш видел и стол и как мама ест.

Признаки готовности к прикорму:
  • ребенку от 5,5 до 7,5 мес.
  • может держать кусок руками и не ронять какое-то время
  • проявляет интерес не к ложке, а к содержимому ложки, очень расстраивается, если дают пустую ложку
  • Запах стула меняется на неприятный взрослый