Ребенок
8 - 11 месяцев

Автор методики -
Жанна Владимировна Цареградская
Темы консультации 8-11 месяцев:
  • Физиологические возрастные явления
  • Ритмы снов и бодрствований
  • Грудное вскармливание и воспитание
  • Отправление естественных нужд, высаживание и горшок
  • Уход и гигиена, изменения в купании и гигиене
  • Моторное развитие
  • Подготовка дома к ходьбе ребенка
  • Самостоятельные занятия малыша
  • Совместная бытовая деятельность
  • Психоэмоциональное развитие
  • Способы общения с ребенком, невербальный язык
  • Свои-чужие и социализация, детская группа
  • Организация прогулок, следование
  • Отлучки мамы из дома
  • Энергетический прикорм

Физиологические возрастные явления
  • потливость ладоней и ступней до 3 лет
  • вытертость затылка исчезает полностью. Волосы м.б. разной длины от 1 до 8 см. Стричь не следует до 1 года. Брить и стричь не следует, тк структура волоса незрелая до 3 лет и может легко повредиться.
  • молочная корка отслаивается, освобождать по принципу отжившей болячки. Если не появилась, может появиться вплоть до 1 года.
  • слюноотделение с 9 мес. значительно менее обильное, тк хорошо глотает слюнку, вокруг рта раздражение прекращается
  • массаж десен игрушками, твердыми продуктами (морковка, капуста), меньше грызет мамины руки.
  • первые зубы, катаральные явления (1-2 нижних/верхних резца уже могут быть) от 1 до 4 зубов- норма, также зубов до 11 мес. может и не быть.

Ритмы снов и бодрствований
Длительность бодрстовования
  • 8 месяцев - 2:40
  • 9 месяцев - 3 часа
  • первое ВБ короче (1 час), последнее до 2,5-3 часов
  • ориентир на длительность ВБ
  • вб растет скачками
Дневной сон
  • 2-3 сна днем, из них 1-2 длинных и один короткий
  • только дома
Ночной сон
  • засыпает в 21.00
  • прикладывается в 23.00 и спит до 4-5 утра.
  • длительность 9-12 часов
  • ночная сухая пауза без просыпаний около 5-6 часов часов
  • далее выходит в поверхностный сон для прикладывания к груди и высаживания каждые 1,5-2 часа.
Особенности
лихорадочное сосание раз в час, а не раз в 2 часа говорит о тревожности, отсутствии уверенности в надежности матери (роды, некорректный уход и ГВ) или о внутреннем неблагополучии (начало заболевания, ухудшение физиологического состояния, прорезывание зубов с катаральными явлениями)
Укладывание спать
  • предельное время укладывания - 5-20 минут.
  • если не уснул, то отпускают на 20 минут-1 час. В таком случае режим может быть плавающим.
Если не укладывается спать
  • не устает, не хватает физической нагрузки.

Метеочувствительность:
  • в дни полнолуния/новолуния может учащаться мочеиспускание, может описаться ночью - норма
  • если была в 6 мес, к 9 сглаживается
  • реакция на погоду сглаживается
  • при неадекватном рождении или уходе, реакция на погоду и фазу луны выраженные. Проходят к 1-3 годам (зависит от глубины нарушений)

Грудное вскармливание и воспитание
  • 8 мес - навыки общения с грудью достаточны, что позволяет ему виртуозно справляться с сосанием
  • Двигается при сосании очень маневренно: переваливается с боку на бок, меняет позы, пробует идти по делам с грудью во рту, смотреть книжки и играть игрушки
Воспитание под грудью:
  • выбор позы и положения - за мамой. Ребенок может предложить, а мама принять или отказать в зависимости от ситуации.
  • выбор груди и сосание обеих молочных желез - предложение и выбор за мамой.
  • может сосать обе - стимуляция выработки молока и объемов для подросшего малыша
  • прикусывание груди: прижимать лицо ребенка в грудь + держать палец наготове
  • дистанция: головой не вертит, сохраняет дистанцию между носом и грудью, не оттягивает, ногами может вертеть - хорошо воспитан.
  • Нос вырос и не так плотно прилегает к молочной железе - мама продолжает следить за дистанцией, поправляет позицию у груди.
  • теребление второй груди. умеренны или навязчивы - зависит от поведения мамы с 5,5 мес. При повышенной тревожности ребенок настаивает на ковырянии. Если спокоен и мама обучила, фиксируя руку, отвлекая, тогда более спокоен. Создавать физические препятствия.

Отправление естественных нужд
Высаживание
  • знаком со своими произведениями, понял "Что я делаю" и начинает изучать "Как я это делаю", как писает, как какает, наблюдает и рассматривает самостоятельно и при высаживании
  • если мама не давала на себя написать, то просится спуститься с рук, чтобы сделать свои дела (не писаю, не какают на маме)
  • сохраняет самостоятельную регулировку процесса, предполагая, что он в лесу и может писать хоть где. хлопает по луже, изучает, предполагая, что находится в лесу и лужа должна впитаться
  • О покаках сообщает маме. По большой нужде чаще просит помощь мамы (периодически может пробовать сам ради проверки, как выходит кака), приходит к ней и сигнализирует. если мама не понимает, то делает дела прямо при ней. Показывает, где сделал - ругать нельзя, можно поправить. Потребность изучить какашки заканчивается к 9 месяцам (могут быть точечно).
  • Мама может реагировать только позитивно на вопросы опорожнения во избежание комплекса неполноценности, что может затронуть половую сферу. Можно говорить "неправильно сделал" без резких реакций.
  • если намочил маму = пометил, мама не доминант. Мама должна следить, чтобы ее не пометили
  • сохраняется высаживание по требованию мамы, вокруг снов, до/после прогулки, когда мама чувствует, что пора и считает нужным высадить.
  • при отказном поведении на высаживание мама никак не реагирует, не отмечает это поведение и гнет свою линию, игнорируя протесты, действует спокойно, будто это ошибка. Отказ - это выяснение отношений с мамой. Не отмечать отказ НИКАК.
  • высаживается с грудью только после сна.
  • на фото - корректный отказ от высаживания. Может повернуться и улыбнуться. Сигнал "мне ничего не нужно".
Изучение
  • продолжает ощупывать, но менее активно
  • голопопие: попа должна быть голая, происходит процесс построения карты тела и важно обеспечить доступ.
  • Голопопие стимулирует рост половых органов
  • Одевать трусы и штанишки не рекомендуется
Гигиена
  • нужно проверять и подмывать малыша, смазывать кремом, если есть раздражение
Ритмы пописов и покаков
  • к 9 мес на фоне прикорма стул оформленный + разжиженный в частотой 1-2 раза в сутки или через день по утрам.
  • Дети не какают ночью с 3 мес. (м.б. при недомоганиях)

Уход и гигиена
Купание
  • может купаться: в ванной с мамой, в тазу, в большой ванной один
  • в таз усаживают однозначно, вставать не позволять
  • подготовка к мытью стоя, тк высока потребность стоять и ходить вдоль опоры (использует везде). Начинают купаться стоя с 9 месяцев.
  • в большой ванне разрешается стоять до 1,5г (далее сами садятся)
Моющие средства:
  • при купании моющие средства не используются, тк защитный слой нежный (легко разрушается) и смывать его нельзя.
  • мыло используется, когда ребенок испачкался так, что водой не отмыть.
Мытье головы
  • необходимо начинать обучение мытью головы с этого возраста независимо от густоты волос
  • мыть 1-2 раза в неделю
  • голову моют движением назад у себя на руках в процессе совместного купания (запрокидывает назад) просто рукой, не душем
  • голову моют просто водой, откинув на себя

Моторная активность
  • если все было хорошо, что спускаются с рук
  • отказываются от пребывания на руках, совсем непросто заманить, ему нужно бежать. Но если нужно, мама берет на руки и делает, что ей нужно.
  • стремятся осваивать квартиру даже без взрослых, путешествует по ней сам и не стремится на руки к маме
  • самостоятельно балансирует, стоит у опоры, сидит, ползает, ходит вдоль опоры
  • идет на руки, когда хочет спать или приложиться
  • с 8 мес. до 11 мес. начало прямохождения - созрел вестибулярный аппарат (не ранее)
  • 8 мес балансирует стоя, ходит вдоль опоры уверенно
  • 9-10 мес. начинает ходить
  • самостоятельные занятия увеличиваются по времени - до 40 минут

Подготовка дома к ходьбе ребенка
  • осваивает пространство, проверяя насколько хорошо мама обустроила быт (что убрано, что не убрано, что доступно и можно изучать, а что нет)
  • проверяет, как расставлены вещи, все пробует, достает. изучает свойства предметов, хватает все вокруг, до чего дотянется.
  • пожарный порядок
  • выделить, что позволено и поможет удовлетворить познавательный интерес
  • интерес к содержимому шкафов и ящиков (запрещенные закрыть или убрать запрещенное
  • ловко открывает и закрывает ящики (ограничить доступ к запретным ящикам)
  • активно интересуется мелкими предметами, механическими игрушками, замками, молниями, вкладывает их в коробочки и баночки, открывает крышки
  • Хорошо знает пространство квартиры и двора, знает назначение комнат
Край
  • если край не освоен, требуется повторить обучение (повторный показ с кровати, кресла, инструктором, проверка)
  • мама обучает спускаться с дивана, кресла, кровати

Опасности
  • выделить все опасные места и сделать их недоступными: розетки, чайник, торчащие провода, другая быт.техника (утюг, холодильник, компьютер)
  • в ходе бытовой жизни показывать принцип использования (включить фен в розетку и пожужжать им)
Из лекции 5,5-8 мес.:
  • при столкновении/заинтересованности прокомментировать, в чем опасность, дать убедиться: утюг-горячо, опасно; приблизить ручку; булавки колючие-дать дотронуться, ящик может прищемить пальчик
  • дать убедиться в реальности опасности
  • вещи падают - показать, воспользовавшись ситуацией (стаканчик на голову с водой), достаточно 2-3 объяснения
  • обезопасить розетки, провода, показать назначение розеток, не подавать идею что-то воткнуть

Холдинг и самостоятельные занятия малыша
  • освоение ходьбы - может перемещаться - самостоятельные занятия до 40 минут в зоне видимости мамы
  • высокая потребность в самостоятельных занятиях до 40 минут - необходимо для моторного развития
  • Материнское внимание каждые 40 минут по 20 минут - возникает потребность забраться на маму, отдохнуть и набраться сил в течение 20 минут
  • мама может носить на руках и брать на руки по своему требованию, спускать на пол по потребности вне ритма
Укачивание
  • сохранялось до 8 мес и требуется сейчас, когда ребенок остается в отлучках с кем-то другим
  • помогает успокоить движущееся чадо и уложить спать
  • может засыпать просто лежа
  • нужно, пока не начнет укладываться спать без дополнительных примочек (до 1,8г)
  • 3-летних детей не укачивают, это патология

Игры и игрушки
  • любят настоящие вещи и кухонную утварь
  • играют в ку-ку, догонялки - прячут/закрывают глаза и уже спрятался (не осознает, что тело видно)

Знакомство с телом
  • осваивает свое тело, рассматривая руки, ощупывая голову, бьет игрушкой по голове, гладит животик, ощупывает ножки и половые органы.
  • осознает ногу, погрызывая ее

Психоэмоциональное развитие
  • Ребенок начинает понимать, что у взрослых есть ноги, выстраивает цельный образ взрослого. Первоначально взрослый в его представлении имеет торс, руки и голову.
  • Ощупывает лица и волосы - разжимать руки и не подставлять голову для экспериментов.

Общение, невербальный язык
  • лепет (не речь) усложняется: ададад, ататапш, амама, апапа. Речевая зона сформируется позже.
  • появляются слова-жесты: привет, пока (ладошкой)
  • отзывается на свое имя, ищет, кто звал
  • 9-11 месяцев может сказать первое слово (любое кроме мама папа, баба: сама или название вещи)
  • жестовая речь (слова-жесты)
  • к 1 году максимум: 10 слов.

  • Учим малыша не перебивать старших: когда взрослый говорит, ребенок может забирать телефон, ложиться на лицо, закрывать лицо, кричать, препятствовать общению. Это неправильно и ответное поведение: спустить на пол, ограничивая на руки, не брать обратно на пол, пока не закончится разговор. 2-3 уроков достаточно.

Совместный быт
  • Появляется поведение "подражание" : имитирует действия взрослых, помогает учиться и формировать навыки в быту. Подражание во имя обучения.
Свои-чужие и социализация
  • в 8 мес. дистанция "свой-чужой" явно видна, может заплакать на чужого.
  • в норме опасается чужих (если чужой приближается или хочет взять на руки)
  • если ребенок не делает разницы - нарушение социализации. Мама должна устрашающе говорить на ухо "дядя/тетя страшные и тебя съедят" устрашающей интонацией.
  • 9-10 месяцев более социализирован - отлучки - остается с родными, если мама ушла, настойчиво ищет маму по квартире, убеждается, что ее нет, занимается своими делами.

Организация прогулок, следование
Следование
  • в 9-10 мес. появляется поведение "следование": перемещается за матерью, не выпуская ее из поля зрения. + подражает (обучается)
  • малыш может виснуть на маме, если мама дома засиделась = скучно
  • безопасная дистанция различная в закрытом помещении и на улице. На улице - длина вытянутой руки мамы - этому нужно учить, иначе будет разрегулирование процесса.
На прогулке
  • прогулки для ребенка в принципе начинаются с момента ходьбы, держась за 1 руку взрослого
  • следует начинать пешие прогулки и отказаться от сна на улице, как только ребенок начал ходить, держась за руку взрослого (9-10 мес.)
  • ребенок то идет, то едет - поддержка следования и обучение ему.
  • у мамы - роль ведущего. Ребенок следует за ней, а не наоборот. Ей нужно выстроить маршрут, ребенок сопровождает маму, которая идет по делам.
  • выход из дома должен быть спланирован по делам мамы с привалами, минимум площадок
  • следует отказаться от колясок (либо минимизировать), поскольку это нарушает принцип следования и разрегулирует процесс. В коляске мама выполняет его "волю", как ему кажется. Коляска используется только на дальние расстояния, в остальное время - слинг.
  • не давать возможность хватать чужое (в магазине - продукты на полке)

Обувь
  • должна быть мягкой, гибкой
  • с удобными застежками
  • не использовать ортопедическую обувь
  • не использовать обувь вне прогулок, тк происходит формирование стопы и позвоночника
  • у малыша нет подъема и стопа не сформирована. Она формируется в процессе хождения босиком по разным поверхностям.
  • стопа и суставы ноги формируются вместе с позвоночником.
  • желательно ходить босиком по разным поверхностям для формирования стопы, особенно на улице летом.

Отлучки мамы из дома
  • с 8 месяцев ребенок ожидает, что мама будет уходить из дома на 3-5 часов 2-3 раза в неделю (ВП)
  • если отлучек нет, то дети имитируют уход мамы
  • элемент социализации: ребенок общается с другими людьми, расширяя круг общения и выстраивая отношения с ними, а не только с мамой.
  • возможна организация отлучек мамы, когда бабушка уходит с ребенком гулять, а мама остается дома ( с 8 мес)
  • необходимы для формирования пищевого поведения (чтобы ушла титя)
  • ВП требуют отлучек

Пестование (дополнение)
  • невозможно уложить на спину.
  • занятия сидя или стоя
  • сохраняются только потешные упражнения

Энергетический прикорм
  • 8-9 месяцев - у ребенка формируется пищевое поведение, подкрепленное вторичным пищевым интересом
  • в 9 месяцев Первичный пищевой интерес угасает.
  • Ест, чтобы насытиться
  • Мама должна была сформировать Вторичный пищевой интерес: интерес насытиться пищей с общего стола.
  • Более целенаправленно начинает изучать свойства пищевых продуктов.

Энергетический прикорм

!Пищевое поведение может быть сформировано неправильно и интерес угаснуть! Поэтому важно соблюдать правила:
  • За столом только едят, никаких игрушек - интерес только к еде.
  • Ребенок выпрашивает кусочек пищи и спускается с ней на пол
  • Предлагают запивать водой каждый раз, когда ребенок ел твердую пищу (из ложки, чашки). Потребность ощущают, но попросить могут забыть.
  • Мама прикармливает ребенка: сидит на руках у мамы и прикармливает мама.
  • Ест, когда ест мама.
  • Не имеет доступа к тарелке мамы.
  • Если очень просит, можно дать кусочек и отправить на пол.
  • Тренировка самостоятельности (ТТ): использует ложку и вилку в ТТ (кусочки в пластиковой тарелке, выдают чашку с 3 ст.л. воды и приборы)
  • Тренировка иммунной системы: может безопасно есть на полу любые продукты. Пол чистый, но не стерильный.
  • Исследовательский интерес (ВП изучения еды): добывает, изучает кусочек еды, что подкрепляет его пищевое поведение, дает понять, что такое еда. Отличать свинство и баловство от интереса. Арбуз лучше изучать на стульчике.
  • Навыки чистоплотности: умыть после трапезы, убрать всю еду, переодеть, если нужно. Убирать еду с лица в процессе приема пищи салфеткой.
  • Если ребенок кормит маму: кто кормит, тот доминирует. Мама не может кормиться от ребенка (ВП), нужно перехватить руку (прихватить губами) и отвести ее вниз молча. Иначе это может нарушить пищевое поведение
Обучение самостоятельности:
  • после прикорма у мамы на руках еду нарезают кусочками и выдают на тарелке в комплекте с ложкой и вилкой.
  • выдавать ложку, вилку, позволять есть руками, давать пробовать самостоятельно пить из чашки, подстраховывая (не более 3 чайных ложек).
  • Следует позволять это делать, чтобы учился.
  • Также по окончании тренировки можно докормить по необходимости.
  • Обучение происходит на отдельной площадке - на полу, на подстилке, тарелка - на подставке.
  • Сильно пачкучие вещи типа арбуза можно давать однократно в стульчике. Остальное - тренировка на полу.
Обучение вилке
  • сначала обучают вилке, после - ложке
  • показать 2-3 раза
  • берет рукой из тарелки, держит в руке вилку
  • берет рукой, накалывает на вилку, тянет в рот
  • накалывает вилкой
  • обучение под контролем мамы
  • обычно в этот период ТТ располагается на табуретке
Нормы приема пищи в 8-9 месяцев
  • два основательных приема пищи (11 и 17-18 ч) по 80-200 мл
  • 4-7 перекусов с общего стола (2-3 чайные ложки еды, печенюшки, кусочек сыра)
  • пьют мало, напивается молоком (пьет мало - норма)
  • физиологически не рассчитан на большие приемы пищи
Отлучки и прикорм
  • чтобы понять, что можно насыщаться едой, нужно, чтобы титя из дома ушла
  • помогает ребенку всерьез питаться другой пищей и понять, зачем есть с общего стола
  • у бабушек получается это хорошо