Основная информация к консультации

"Пестование 1,5 - 3 месяца"

Автор методики -
Жанна Владимировна Цареградская
Новорожденный малыш не знает, что у него есть тело. Об этом ему предстоит узнать.
Важно, чтобы знакомство с телом было позитивным, потому что оно итак доставляет постоянные неудобства и дискомфорт, негативные переживания.

Полноценное развитие грудного ребенка возможно при физическим и эмоциональном контакте с мамой. Именно мама - тот первый учитель, кто знакомит малыша с его телом.

Пестовальная гимнастика - старинное изобретение русских женщин и сегодня является культурным наследием. Именно женщины поняли, как важно дать ребенку позитивное ощущение собственного тела. Именно поэтому женщины интуитивно гладят и целуют малышей.

  • Это похоже на развлечение или баловство
  • Включает в себя элементы профессионального детского массажа.
  • Поддерживает текущее развитие без опережения (опережение вредно или как минимум бессмысленно, тратит силы и ресурс) - строгое следование возрастной скорости развития моторных навыков.
например, "Ладушки" делают не раньше, чем когда малыш сам начнет хлопать в ладоши. "Тушки-тутушки", когда начнет сам садиться и подтягиваться.
  • Речевое сопровождение: стишки-пестушки, потешки, мама комментирует действия, дает заряд позитивных эмоций малышу. Это помогает психоэмоциональному и речевому развитию ребенка.
  • Малыши куксятся, когда упражнение касается проблемных участков (гипо-гипертонус). В этом случае нужно делать эти упражнения регулярно. Также в 3 месяца можно определить дополнительные упражнения у опытного массажиста после диагностики, если есть такая необходимость.
  • Хохочут от пестования.



Правила обучения пестованию:
  • важно обучиться точной ритмике и равномерности движений
  • все массажные движения делаются снизу вверх по току лимфы
  • прямые движения уравновешивают возвратными
  • комплекс учат в последовательности, начиная с ножек. Когда мама уверенно освоит все пестушки и упражнения, можно менять последовательность произвольно, при этом начинать всегда стоит с потягунушек.
  • полный комплекс выполняют 1 раз в день, когда ребенок находится в позитивном эмоциональном состоянии ( обычно это утреннее время, сразу после пробуждения) и 3-4 раза в день повторяют отдельные его части, начиная с потягунушек.
  • важен благодушный настрой ребенка - это залог положительного отношения к телу и к тому, кто с ним занимается
Рекомендуется курс из 2 консультаций:
  1. Изучение и освоение навыков (Я показываю, Вы - повторяете)
  2. Закрепление навыков и исправление ошибок ( Вы самостоятельно выполняете упражнения под моим контролем)
Длительность - 2 часа
1. Потягунушки
Цель: дать ребенку возможность почувствовать свое тело. Можно отметить, что в древности эта пестушка была еще и заклинанием благополучного роста и развития ребенка.
Разворачивая проснувшееся дитя, мама ласково оглаживает его, как бы очерчивая контуры тела; называет вслух и обозначает части тела малыша, фиксируя на них руки.

Потягунушки, потягунушки!
Потягуси, потягуси, потягунушки!
* * *
Потягунушки-порастунушки!
Потягунушки-порастунушки!
А в ножки — ходунушки,
А в ручки — хватунюшки,
Поперек — толстунюшки,
А в ушки — слышунюшки,
А в глазки — глядунюшки,
А носику — сопунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок!

2. Массаж ножек

Цель: профилактика дефектов развития стопы, голени. Массаж ног усиливает кровообращение и способствует развитию интеллектуальных способностей детей.

Общий массаж. Массаж начинаем с поглаживания всей ножки. Затем делаем легкое растирание.
Массаж стопы начинаем с растирания пальчиков (мизинец, безымянный и т.д.), при этом приговариваем:

Пальчик, мальчик, хулиганчик!

Затем растираем наружную сторону стопы от пальцев к голеностопному суставу двумя приемами, приговаривая при этом:

Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили,
И читать, и писать,
Даже в куколки играть!
* * *
Куба, куба, кубака!
Была яма глубока,
А в ней жили мышки,
Серые кубышки..

Массаж подошвы "7-ка", а затем "8-ка".
Массаж свода стопы "качелька" (профилактика плоскостопия) и при наличии показаний отведение стопы (профилактика косолапости).

Массаж поколачиванием по пятке с приговорами:

Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.

Или
Давай ножку подкуём,
Чтобы бегала бегом
Тут гвоздик, тут подкова -
Раз, два и готово.

Заканчиваем массаж общим поглаживанием ножки. И переходим к массажу другой ножки.

3. Разведение ножек
Цель: коррекция и профилактика врожденного вывиха бедра; снятие гипертонуса мышц ног; развитие тазобедренного сустава.

Это упражнение проводится в два этапа:
3.1. Поочередное отведение ног.
Одну ножку фиксируем выпрямленной, другую отводим в сторону, сгибая ее в колене. При этом приговариваем (2—3 раза):

Ножка, ножка, Где твоя дорожка?

3.2. Разведение ножек или "лягушка".
Придерживая ножки за коленки, мама делает ножками малыша движение "велосипед", а затем разводит их в стороны в положение "лягушка", приговаривая (4—5 раз):

Ножки, ножки,
Ножки, ножки
Побежали по дорожке.

4. Опора ножками
Цель: развитие тазобедренного сустава. Из положения "лежа на спине" ставим ножки, согнув их в коленях, ступнями на опору и делаем упражнение, приговаривая (2—3 раза):

Топы - топы, ножки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать.
* * *
Ножки, ножки, Бегите по дорожке, Нарвите горошку.
* * *
Большие ноги,
Шли по дороге:
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,топ.

5. Массаж груди
Цель: снять напряжение и помочь развитию рук, размять мышцы груди.
Разминание мышц груди делается кратковременно и при этом не затрагивается околососковое пространство и сама грудная железа.

6. Массаж живота
Цель: профилактика вспучиваний и пупочной грыжи.
6.1. Профилактика пупочной грыжи.
Делаем круговым движением растирание вокруг пупка по часовой стрелке, т.е. другими словами массируем пупок кулаком по часовой стрелке.

6.2. "Перевязывание пупка".
Цель: нейтрализация негативных последствий отделения ребенка от матери в момент перерезания пуповины.

Подкатываем по животу складки кожи, таким образом, чтобы пупок утопить в складку, сначала по боковым поверхностям, а затем сверху и снизу. Повторяем троекратно.

7. Упражнения для рук

Цель: снять напряжение и помочь в работе мышцам-разгибателям

7.1. Разведение рук.

И батюшке — сажень,
И матушке — сажень,
И бабушке — сажень,
(далее перечисляют несколько родственников),
А нашему мальчику — долга, долга, долга, долга!
(или "а нашей девочке ...").

На словах последней строчки делаем ручками ребенка короткие взмахи, будто слегка подтягиваем ручки в стороны.

7.2. "Бокс".

Сгибаем ручки ребенка в локтях, а затем попеременно вытягиваем их вперед, как бы боксируя невидимого противника или изображая подтягивание каната. При этом приговариваем (2-3 раза):

Тяни холсты,
Холсты просты,
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай.

Завершаем упражнение "обхватыванием", которое делают на последнем слове потешки. Для этого упражнения можно использовать и другую приговорку:

Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
Ловись, ловись, рыбка,
Маленькая и большая!

На словах последней строчки руки малыша разводят широко в стороны.

9. Переворот на живот
Переворачиваем ребенка на живот через ножку.

10. Массаж ягодиц

Цель: дать малышу возможность ощутить эту часть тела; активизировать кровообращение в этой области, что тонизирует и укрепляет мочеполовую систему; в древности — заклинание правильного развития пола.

Гладим ягодицы ребенка и приговариваем (т.е. хвалим на все лады в свободной форме). Для мальчиков делаем движения "к центру", для девочек — "от центра", в стороны.

11. Массаж спинки
11.1. Поглаживание
Цель: дать ощутить малышу свою спину, активизировать кровообращение.

Гладим спинку ребенка широким движением от ягодиц вверх — тыльной стороной кисти, от плеч вниз — ладонью (повторяем 5—7 раз).
При этом приговариваем, хваля спинку на все лады.

11.2. Точечный массаж позвоночника
Цель: нормализация работы мочеполовой системы.

1. Шагаем пальцами по позвоночнику от копчика до 7-го шейного позвонка (3 раза) приговаривая:

Баю, баю, баю, бай,
К нам идет старик Бабай.
Бабай идет, пирожок несет,
Ванечке в ротик кладет!

2. Шагаем пальцами вдоль позвоночника по прямым мышцам спины от ягодиц до шеи (3 раза) приговаривая:

Идет Бай по стене,
Несет лапти на спине,
Дитенкам по избенкам,
Дарит по лаптенкам!

11.3. Поколачивание
Цель: дренаж легких, профилактика застойных явлений и аспирационной пневмонии.
Поколачиваем малыша по спине в области лопаток.

Поколачивание производят костяшками пальцев согнутых в кулак таким образом, чтобы образовалась воздушная подушка. Упражнение делаем на 2—3 раза, сопровождаем приговорами:

- Что в горбу?
- Денежки.
- Кто наклал?
- Дедушка.
- Чем наклал?
- Ковшичком.
- Каким?
- Золотым, золотым, позолоченным,
- На горбу, на горбу, поколоченным.
- Ковшичком.
- Каким?
- Золотым, золотым, позолоченным, На горбу, на горбу, поколоченным.

12. Прокатывание складки
Цель: нормализация общего состояния организма, профилактика нарушения иннервации внутренних органов.

Защипываем у малыша складку на крестце и однократно прокатываем ее до основания шеи (т.е. до 7 шейного позвонка).

Это неприятное упражнение, которое довольно часто портит детям впечатление обо всей гимнастике. Поэтому его делают в самом конце и не сопровождают потешками.
Заканчиваем комплекс упражнений общими поглаживаниями, ласками и баловством, создавая у малыша радостное настроение.
Пытаемся отвлечь и развеселить малыша, если его настроение было испорчено последним упражнением.