Основная информация к консультации

"Пестование 6-12 месяца"

Автор методики -
Жанна Владимировна Цареградская
Полноценное развитие грудного ребенка возможно при физическим и эмоциональном контакте с мамой. Именно мама - тот первый учитель, кто знакомит малыша с его телом.

Пестовальная гимнастика - старинное изобретение русских женщин и сегодня является культурным наследием. Именно женщины поняли, как важно дать ребенку позитивное ощущение собственного тела. Именно поэтому женщины интуитивно гладят и целуют малышей.

  • Это похоже на развлечение или баловство
  • Включает в себя элементы профессионального детского массажа.
  • Поддерживает текущее развитие без опережения (опережение вредно или как минимум бессмысленно, тратит силы и ресурс) - строгое следование возрастной скорости развития моторных навыков.
например, "Ладушки" делают не раньше, чем когда малыш сам начнет хлопать в ладоши. "Тушки-тутушки", когда начнет сам садиться и подтягиваться.
  • Речевое сопровождение: стишки-пестушки, потешки, мама комментирует действия, дает заряд позитивных эмоций малышу. Это помогает психоэмоциональному и речевому развитию ребенка.
  • Малыши куксятся, когда упражнение касается проблемных участков (гипо-гипертонус). В этом случае нужно делать эти упражнения регулярно. Также в 3 месяца можно определить дополнительные упражнения у опытного массажиста после диагностики, если есть такая необходимость.
  • Хохочут от пестования.

Правила обучения пестованию:
  • важно обучиться точной ритмике и равномерности движений
  • все массажные движения делаются снизу вверх по току лимфы
  • прямые движения уравновешивают возвратными
  • комплекс учат в последовательности, начиная с ножек. Когда мама уверенно освоит все пестушки и упражнения, можно менять последовательность произвольно, при этом начинать всегда стоит с потягунушек.
  • полный комплекс выполняют 1 раз в день, когда ребенок находится в позитивном эмоциональном состоянии ( обычно это утреннее время, сразу после пробуждения) и 3-4 раза в день повторяют отдельные его части, начиная с потягунушек.
  • важен благодушный настрой ребенка - это залог положительного отношения к телу и к тому, кто с ним занимается
Рекомендуется курс из 2 консультаций:
  1. Изучение и освоение навыков (Я показываю, Вы - повторяете)
  2. Закрепление навыков и исправление ошибок ( Вы самостоятельно выполняете упражнения под моим контролем)
Длительность - 2 часа
Особенности пестования 6-12 месяцев
Малыша этого возраста совершенно невозможно укладывать на спину для проведения гимнастики. Более того восьмимесячные дети очень активны, они сами довольно много занимают себя упражняясь в ползании, ходьбе вдоль опоры, тренировках вестибулярного аппарата. В связи с этим к 8 месяцам жизни для малыша сохраняются только потешные упражнения и упражнения, которые можно делать сидя и стоя.
1. Потягунушки
Цель: дать ребенку возможность почувствовать свое тело. Можно отметить, что в древности эта пестушка была еще и заклинанием благополучного роста и развития ребенка.
Разворачивая проснувшееся дитя, мама ласково оглаживает его, как бы очерчивая контуры тела; называет вслух и обозначает части тела малыша, фиксируя на них руки.

Потягунушки, потягунушки!
Потягуси, потягуси, потягунушки!
* * *
Потягунушки-порастунушки!
Потягунушки-порастунушки!
А в ножки — ходунушки,
А в ручки — хватунюшки,
Поперек — толстунюшки,
А в ушки — слышунюшки,
А в глазки — глядунюшки,
А носику — сопунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок!

2. Массаж ножек

Цель: профилактика дефектов развития стопы, голени. Массаж ног усиливает кровообращение и способствует развитию интеллектуальных способностей детей.

Общий массаж. Массаж начинаем с поглаживания всей ножки. Затем делаем легкое растирание.
Массаж стопы начинаем с растирания пальчиков (мизинец, безымянный и т.д.), при этом приговариваем:

Пальчик, мальчик, хулиганчик!

Массаж поколачиванием по пятке с приговорами:

Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.

Или
Давай ножку подкуём,
Чтобы бегала бегом
Тут гвоздик, тут подкова -
Раз, два и готово.

Заканчиваем массаж общим поглаживанием ножки. И переходим к массажу другой ножки.

3. Баран, баран - бук
После покалачивания стопы, чтобы еще немного удержать малыша в положении лежа можно развлечь малыша делая «баран-бук»

Баран, баран, баран — бук!
4. Ладушки
После «баран-бук» малыша уже не удержать и он садится на кровати. Теперь с ним можно делать упражнения сидя. Начать можно с веселых «ладушек».

Обычно с 8 месяцев ребенок сам начинает хлопать в ладошки. Он уже может держать пальчики разжатыми, и это доставляет ему удовольствие. Упражнение "Ладушки" - это продолжение упражнения "Вьюшки". Когда ребенок находится в хорошем расположении духа и начинает самостоятельно хлопать в ладошки мама может прокомментировать его игру словами известной потешки "Ладушки". А в другой раз она может начать играть с малышом в ладушки, стараясь таким образом отвлечь его от каких-то огорчений и успокоить. Только следует помнить, что приговорка не должна быть слишком длинной, ее надо проговаривать поскорее, потому что у малыша очень быстро заканчивается терпение.

— Ладушки, ладушки,
— Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.

Бражка сладенька,
Кашка масленька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели.
Полетели, полетели,
Полетели, полетели,
На головушку сели.

При последних словах мама вскидывает ручки ребенка на голову.
5. Тушки-тутушки
Пока еще малыш сидит на кровати можно переходить к веселой возне и сделать:

Тушки-тутушки,
Сели на подушке! (подтянули и посадили малыша)
Пришли подружки,
Столкнули с подушки —
Бух! (толкнули на подушку)

В случае, если малыш не сел, а встал, когда мама подтягивает его к себе, следует изменить слова потешки и сказать.

Тушки-тутушки,
Стали на подушке!
Пришли подружки,
Столкнули с подушки —
Бух! (толкнули на подушку)

Внимание! Не следует стимулировать малыша к тому, чтобы во время упражнения он вставал. Для нормального развития ребенка очень важно, чтобы при выполнении этого упражнения он именно садился. Таким образом мы устраняем гипертонус мышц ног, если таковой присутствует. Если же мы стимулируем малыша к вставанию, то мы усугубляем мышечную гипертонию, что может привести к необратимым последствиям. Поэтому вставать во время упражнения ребенок может только случайно, если маме не удалось с ним справиться и усадить.
6. Коза рогатая
Пока малыш лежит на подушках, чтобы удержать его внимание и продлить удовольствие занятий можно сделать «Козу рогатую».

Цель: легкий массаж живота; стимуляция активной зоны вокруг пупка; развлечение, стремление потешить ребенка, вызвать у него радостный смех.

Мама изображает козу, подбирающуюся к малышу. Она перебирает указательным и средним пальцами, изображая приближающуюся козу, по ножке малыша или по поверхности рядом с ним.

Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Забодает, забодает, забодает!

На последних словах мама двумя пальцами щекочет живот малыша около пупка, но делает это очень коротко, всего 2-3 секунды.
7. Упражнения у мамы на коленях
Но малышу не интересно лежать и он вновь рвется бежать по своим делам. Поэтому его можно брать на руки на начинать делать упражнения у мамы на коленях.
7.1. Упражнения для рук. «Тоню тяну».

Мама сажает ребенка к себе на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то от себя, как бы подражая движениям рыбака, вытягивающего тоню (сеть для ловли рыбы). При этом мама приговаривает:

Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель несу.
Щучки в кучки,
Плотички на полички,
Один ершок,
Да и тот в горшок.
Ухи наварю,
Детей накормлю,
Да и спать уложу.

Это упражнение можно делать под прибаутку "Тяни холсты".

Тяни холсты
Суровы, толсты,
На рубашечку,
На столешничек,
Тяте холст,
Маме холст и т.д.
7.3. Покачивания.

Мама сажает ребенка на колени лицом к себе и слегка покачивает его на коленях, подражая качке при езде. При этом приговаривает.

Поехали, поехали
До дедушки с орехами,
До бабушки с орехами
Поехали, поехали (и т.д., меняя порядок строчек).

* * *

Бабушка Петровна
Поехала по бревнам,
Вскачь погонила,
Бревна уронила,
Ногу изломала,
Как старику показать? —
Шубный рукав привязать.
8. Массаж спинки
После активных занятий у мамы на руках малыш может согласиться полежать на животе. Тогда на выбор можно сделать те упражнения, которые ему приятны и забавляют его.

8.1. Точечный массаж позвоночника.

1. Шагаем пальцами по позвоночнику от копчика до 7-го шейного позвонка (3 раза) приговаривая:

Баю, баю, баю, бай,
К нам идет старик Бабай.
Бабай идет, пирожок несет,
Ванечке в ротик кладет!

2. Шагаем пальцами вдоль позвоночника по прямым мышцам спины от ягодиц до шеи (3 раза) приговаривая:

Идет Бай по стене,
Несет лапти на спине,
Дитенкам по избенкам,
Дарит по лаптенкам!

8.2. Поколачивание
Цель: дренаж легких, профилактика застойных явлений и аспирационной пневмонии.
Поколачиваем малыша по спине в области лопаток.

Поколачивание производят костяшками пальцев согнутых в кулак таким образом, чтобы образовалась воздушная подушка. Упражнение делаем на 2—3 раза, сопровождаем приговорами:

- Что в горбу?
- Денежки.
- Кто наклал?
- Дедушка.
- Чем наклал?
- Ковшичком.
- Каким?
- Золотым, золотым, позолоченным,
- На горбу, на горбу, поколоченным.
- Ковшичком.
- Каким?
- Золотым, золотым, позолоченным, На горбу, на горбу, поколоченным.

8.3. Прокатывание складки.

Цель: нормализация общего состояния организма, профилактика нарушения иннервации внутренних органов.
В этом возрасте желательно делать 1 раз в день.

Защипываем у малыша складку на крестце и однократно прокатываем ее до основания шеи (т.е. до 7 шейного позвонка).

Это неприятное упражнение, которое довольно часто портит детям впечатление обо всей гимнастике. Поэтому его делают в конце и не сопровождают потешками.
9. "Тютюшканье" или "чуканье"
Малыш быстро устал лежать на спине и ему снова нужна активность. Теперь мама "тютюшкает" или "чукает" ребенка, подбрасывая его на руках.

Чуки-чуки, чуки-чук!
Наловил дед щук,
А баба линочков,
Чтоб кормить внучочков!

* * *
Тюшки-тютюшки!
Овсяны лепешки,
Пшеничный пирожок
На опарушке мешон,
Высоконько взошел.

* * *
Тюшки-тютюшки!
На горе пичужки,
Они денежки куют,
Всем по грошику дают

10. Ходьба

После чуканья можно походить. Мама ставит ребенка на ножки, берет его за обе ручки и ведет на себя, приговаривая:

Дыбки, дыбки, дыбок —
Скоро Ванечке годок!
Заканчиваем комплекс упражнений общими поглаживаниями, ласками и баловством, создавая у малыша радостное настроение.