Социализация






Анна Малкова
инструктор по материнскому искусству, консультант по грудному вскармливанию
Социальная адаптация - приспособление к жизни в социальной группе, усвоение правил субординации, стереотипов поведения и накопление коммуникационных навыков.

Способность к коммуникации - это навык.

Социофобия - страдание приобретенное.

Задача человека - обретение навыка постройки социальных взаимосвязей, поскольку это основа жизни в группе.

Учатся у взрослых - база обучение.
Педагогическая запущенность - самая частая проблема современности.
  • задержка развития
  • проблема с адаптацией в социуме
  • агрессивное отношение к окружающим людям и миру
  • нежелание придерживаться правил поведения в обществе
  • протест против обучения в школе или ДС
Физическая травма мозга как результат ошибок ухода и воспитания
-тормозит развитие ребенка, формируя конкуренцию, пассивность, инертность, безответственность.
-поддается коррекции до 3 лет ребенка
-чем старше, тем сложнее корректировать
-в старшем возрасте в мозге ребенка сформированы органические необратимые изменения
-ухудшение качества потомства из-за низкой способности образовать семью и вырастить детей здоровыми.

Это реальная физическая травма руками мамы.
Клинический диагноз - это уже поздно.

Нужно сразу обучаться ухаживать за ребенком правильно, а не когда сформирован диагноз.
Ребенок обладает способностью перестраиваться, переучиваться без проблем, приспосабливаясь к новым условиям.

Проблемы с соц.адаптацией можно определить в 3 года (самое раннее - в 2,5):
  • в 3-3,5 года - виден диагноз
  • до 3 лет анализируется поведение родителей.
предпосылки видны всегда.

Приспособление:
  • информированность о новых условиях
  • время на перестройку
  • подсказка взрослых, как приспособиться к новым условиям
  • доступные для ребенка способы коммуникации (речь - вторая сигнальная система, разговаривают только для обуечния речи, первая - действия, провести за плечи, жесты и тд)
Формирование социального поведения
Физическая травма мозга как результат ошибок ухода и воспитания
Среда формирует индивида.
Дети глухонемых с нормальным речевым и слуховым аппаратом не формируют навыки общения, формируя ограниченный словарный запас.

Утраты навыка соцадаптации детей-маугли - невосполнимы и нереабилитируемы, если первые 3-4 года пропущены.

Человеческие социальные навыки - до 3-4 лет - зона обучения.
Средства социализации: импринтинг и подражание
Физическая травма мозга как результат ошибок ухода и воспитания
Импринтинг - запечатление (сложный многоступенчатый процесс), биологически обусловленный механизм фиксации жизненно важных стимулов.


Все соц.модели фиксируются как адекватные.
Ожидание адекватности мира.
Ожидание группового образа жизни.
Механизм запечатления других моделей, отличающихся от ожидаемых - демонстрация взрослому, чтобы взрослый отметил удачная/неудачная, зафиксировал/отмел как неудачную.
Физическая травма мозга как результат ошибок ухода и воспитания
Воспроизведение, подражание до 3-4 лет
  • перенимают все стереотипы людей вокруг, сохраняются на всю жизнь как штампы.
поведение ребенка не берется с пустого места, ребенок может перенимать буквально любую модель поведения взрослого, которую подметил - всегда есть источник

Базовые стимулы социализации:
-врожденная форма поведения, врожденные программы
-влияние окружающих - результат фиксации формы поведения, отмеченной взрослым как удачная

Механизмы: запечатление + подражание

От 1 года до 3-4 лет очень интенсивно
До 4 лет - абсолютное сопровождение
До 8 лет - частичное
Сопровождает все жизненно важные процессы группы (безопасные).
Сопровождает взрослых и старших детей - обучается жить в социуме - формирует свое социальное поведение

Ребенок не может иметь СВОЙ
  • режим сна
  • режим приема пищи
Ребенок
  • не первый
  • сопровождает групппу,
  • учится от ведущего
  • учится жить у старших
Социальные ориентиры
Импринтинг
  • пищевое поведение (культура, режим, пищевая база, обращение с посудой)
  • отправление естественных нужд
все как в группе
должен быть освоен способ группы (дом хижина, с подставкой, циновка, доски, перина и проч)
  • игровое поведение (кто, во что, как, типы игр) учится у старших детей слаженности, ролям, моделям поведения
  • бытование (вежливость, поведение, этика поведения, дружественность расположения, форма поведения с чужими) - демонстрируют, что мы -часть определенной группы
  • проявление эмоций - зависит от воспитания (манеры проявления, жесты мимика, проявление/непроявление, бурный/сдержанный) - формируется до 6летнего возраста.
Это грани поведения - ребенок осваивает их в группе.

Мама - ведущий
Мама - первый учитель
  • НЕ каждая мама - лучшая.
  • Каждая мама - определяет социальное поведение ребенка.
  • По маме понятно, будет у ребенка пед.запущенность или нет
  • Мама - доминант


Ведущая роль мамы
  • принцип ребенок при матери
  • мама безотказно реагирует на обоснованные требования ребенка
  • ребенок безотказно реагирует на требования мамы, готов генетически принимать все, что мама требует
  • мама миллионы лет была ведущей, училась и не будет предлагать что-то противоестественное
  • ребенок геномно знает, как за ним должна ухаживать мама - соответствие действий мамы ВО и врожденным особенностям ребенка
  • ребенок расчитывает на чуткость и ловкость мамы
  • расчитывает на способность мамы управлять его поведением
  • этому мама обучается - преемственность поколений.
Комфортно пройти период абсолютной зависимости, не испытывая лишений и страданий - не должен командовать, тогда сможет стать независимым, самостоятельным и свободным.

Капризные дети до 3 лет всегда ищут маму, не могут быть самостоятельными, сохраняя манипулятивные методы.

Мама должна все время демонстрировать свою надежность.
Мама может уверенно управлять поведением: стоять, сидеть, у тебя не болит.
Мама формирует отношение ребенка к миру:
БА роды + надежная мама - чувство уверенности
неадекватные роды и поведение мамы -ожидание нападения

Адекватное поведение матери - проявление материнской надежности

Беззащитный ребенок ожидает,что мама:
  • все о нем знает, о мире, о его нуждах.
  • имеет внутреннюю уверенность, уверенное поведение, внутреннее спокойствие в любой ситуации.
  • знает о его ритмах, приспособится к изменениям ритмов в соответствии с возрастными особенностями, способна их поддерживать
  • безусловно любит, что не будет злиться, всегда будет любить, несмотря на его неловкость, неточность, ошибки.
  • поможет исправить ошибки и безопасно войти в мир
  • научит правильно сосать грудь, ограничит неверные движения
  • будет контролировать его сфинктеры и поможет их освоить
  • будет реагировать на сигнальные звуки ребенка, что ему не придется плакать. Любой крик и плач - 10 секунд на реакцию, взять на руки, приложить к груди, продемонстрировав надежность и безопасность
  • уверена в его психическом и физическом здоровье, принимает функционирование его организма как должное. Не будет метаться и падать в ужасе от прыщиков и желтушки - начинает болеть
Все метания матери влияют на самоощущения ребенка

Неадекватное - мать безумна или племя погибло обучаться не у кого - жизнь в тревоге с ожиданием страдания или смерти.
Этапы социализации
Рождение
Роды - основа социализации - стартовые ощущения.
Роды определяют:
  • впечатление о надежности матери и окружения
  • отношение ребенка к матери и окружению
  • закладывает уровень агрессии (на мать, окружение, себя)
  • базовый уровень уверенности
  • способность испытывать счастье (гормональный баланс, эндорфиновый пик. РД - отрезали возможность испытывать счастье)

Качество родов определяет счастье или несчастье цивилизации.

  • Роддом - среда враждебная - враждебное впечатление от рождения в мир
  • Нормальные роды
-безопасное место для родов
-сопровождение старшей родственницей
-душевный и телесный комфорт
-импринтинг и правильное материнское поведение

Ощущения от нормальных родов:
-триумф, победа над стихией рождения
-мама самая хорошая, с нее сдувать пылинки
-безусловная любовь к матери
-мир безопасен, его можно исследовать под опекой матери
-врожденные ожидания о рождении - дети невероятно сильные, нетревожные, спокойные, покладистые, комфортные общения

Нарушение хода родов:
  • мать безумна
  • на гнездо напали враги и нужно бежать
  • на гнездо напали враги и мать ничего не успела сделать - мать неосмотрительна
  • виновата мама.
Импринтинг
  • запечатление мамой ребенка - отличать от других младенцев, ухаживать за ним весь период детства
  • запечатление мамы ребенком - идентификация мамы по форме молочной железы
Бондинг
  • запечатление мамы по лицу, взгляд немигающий в мамины глаза, поиск маминых глаз.
  • Происходит в первые 3 суток, но может вплоть до 1-2 недель в зависимости от доношенности.

  • понимает, что не потерян, мама жива, рядом, готова быть мамой, можно жить дальше
  • либо понимает, что родной матери нет на уровне ощущений - ждать усыновительницу, стаю или умереть.

Способность смотреть в глаза
Грудное вскармливание
  • обучение взаимодействию с другим живым существом
  • база способности формировать привязанность
  • база формирования высших эмоций, они нужны для общения в группе (развитие ЦНС) - честность, искренность, взаимовыручка, любовь
  • возможность слаженной работы в группе
Основной ручной период - 0 - 6 мес.

0- ползание (6-7 мес) - основной ручной период абсолютной зависимости - комфорт должен быть полностью соответствующим
ползание - утрата абсолютно зависимости
Период утраты - до окончания ГВ - абсолютная зависимость
По мере отдаления под прикрытием матери приобретает самостоятельность и независимость.
Формируется детское подсознательное впечатление о матери.

  • отработка отношений "ведущий - ведомый"
  • ребенок учится быть ведомым
  • ведущий постигает роль ведущего
  • проявляет инициативу при поддержке матери (высаживание, моторика, исследовательское поведение)
  • накапливает опыт взаимодействия с другими родственниками
  • детеныш - подчиненное положение, ведомый , но абсолютное покровительство группы
Первичная социальная адаптация, адаптационный период
Первые 6 недель (40 дней)
Первый опыт общения - с матерью в период ГВ, первые партнерские отношения
  • бессознательное существо
  • закладываются отношения ведущий-ведомый
  • импринтинг, бондинг
  • ГВ
  • адаптация к миру
  • первые навыки общения с живым человеком
  • при ИВ -нарушение социализации
  • 6 недель мама безраздельно с ребенком
6-8 недель - дальнейшая социализация
Мама начинает заниматься бытовыми делами.
  • Внимание ребенку порциями - каждый час по 10-20 минут целенаправленных занятий
  • остальное время занимается своими делами
  • если нужно внимание мамы - сигналит
  • получает информацию о маме, находясь в слинге
  • безмолвно участвует в жизни мира с рук
  • более интеллектуальны
  • растет и развивается, участвуя в жизни с мамой
  • так он получил первые уроки общения- с мамой

Дети при маме гораздо спокойнее, покладистее, чем дети, которых постоянно развлекают
4-6 недель до 3 месяцев - уроки общения с членами группы
  • учится практике общения с мамой
  • наблюдает за группой мамы
  • расширение социального опыта через короткое общение с другими членами группы
  • с бабушкой, дедушкой, сестрами братьями - на несколько минут - это УРОКИ общения с другими людьми, оно другое.
  • усталость ребенка - отдают маме
  • с каждым человеком - сове общение - соц.репертуар
с 3 месяцев до 6

  • могут брать на руки другие люди, кто общается с мамой и кого ребенок запомнил
  • память 2-4 суток, но если видит часто - нарабатывает запоминание
  • попадает на руки кратковременно
Адаптация к группе - с 6-7 месяцев до 3 лет
после 6-7 месяцев
  • мигрирует по помещения, ползает - относительная моторная свобода (ползает, ходит у опоры)
  • от одного родственника к другому
  • может быть без мамы долго
  • практика контактов с другими людьми - давать на руки другим людям нужно
  • поведение следования с соблюдением дистанции, подает сигнал взрослому, если отстает (длина руки)
  • начало прикорма 5,5-6 мес
8-9 месяцев
  • начало энергетического прикорма - пищевая относительная свобода (до 4 лет)
  • начинает наедаться другой пищей
  • 1-4 часа без мамы
  • нарабатывает соц. навыки с другими людьми
  • вливается в семью
  • мама - первичный образец подражания, что мама - не инвалид, действует в социуме, постоянно активна и занята делами
  • если мама развлекает ребенка - она растит педагогическую запущенность с заторможенным развитием
  • получает некоторую автономию от мамы
  • учится выстраивать отношения с 1-2-3 партнерами сразу, разными по полу, возрасту
  • подражают старшим детям
  • стремятся показать, что играют по правилам как все
  • дети до 3 лет пробуют командовать старшими детьми, следят за правилами, которые обозначила мама, пытается соблюдать справедливлсть. Отождествляют себя с мамой и пробуют выполнять ее функции либо зовут маму - выгонять, чтобы поставить на место
Групповые отношения - от 3 до 4 лет
  • накопив опыт общения с 2-3 партнерами
  • пробует общение в группе
  • игровые действия с разновозрастной группой
  • способен подчиняться правилам
  • сотрудничать и соратничать на уровне команды
  • присмотр взрослыми
  • Детская стая- дети от 3 до 10 лет +домашние животные
  • Подростки - обходят стороной, дети их побаиваются
  • с 3 лет периодически выполняют роль пестунов
Автономия от мамы, свободное взаимодействие в группе - с 4 лет
  • ГВ закончено
  • сопровождает взрослых, старается включаться, чтобы приносить общественную пользу - элеимент соц.адаптации
  • свободные сюжетно-ролевые игры
  • с 5-6 лет приобщаются к труду, отлучаются с отцом по грибы, на охоту рыбалку
Пестун - дети и молодые люди от 10 до 28 лет без детей или с детьми
  • бездетные участвуют, тк для них это практика поняньчиться
  • женщины, дети которых выросли давно (1-2 ребенка)
Отношение детей 1-3 года к детям
1-3 года - сверсники
  • совместные игры не интересны, интерес только в отнимании игрушки друг у друга
  • такие игры заканчиваются конфликтами
  • регулирует поведение мама - мама учит социальной адаптации
  • до 18 лет нужен судья, который разрешит конфликт - дети учатся
  • дети не умеют идти на компромисс

старшие дети 3-12 лет
  • любят общество старших детей, тянутся к ним, подражают во всем
  • младшие прощают старшим все, почти святые
  • нужно отдавать в разновозрастную группу, чтобы учились друг у друга
Отношение к чужакам
Гости к ребенку
привыкает в течение часа
беседа с мамой, 1 час не обращать на ребенка внимание , через час можно брать даже на руки
Групповой образ жизни
  • я социален, живу в группе
  • у мамы есть группа
  • не менее 32 взрослых
  • разный пол, возраст
  • слаженная структура, иерархия - залог выживания
  • оптимальное распределение сил в группе
  • переход в группе с возрастом, изменяются в=стремления и желания
  • в группе учитывается опыт разных поколений - оптимальные решения
  • иерархия - не конфликтуют, не подавляют и не подчиняют
  • Подавление - неадекватность, угроза устойчивости группы, психическое расстройство
  • ожидание группы и иерархии, структуры группы - ВО, запускается при попадании в группу
  • отсутствие группы - дефицит, состояние конфликта "я попал не туда".
  • городская среда нарушает социализацию ребенка
  • таршая женщина координирует всю жизнь семьи
  • ребенок усваивает иерархию к 1 году примерно
  • базовая социализация, встройка в иерархию - к 3 годам