Высаживание и формирование полового поведения


Правильная организация отправления естественных нужд обеспечивает:
  • установление контроля над сфинктерами
  • осознание своего тела
  • идентификацию своих половых органов и вообще их наличия
  • функциональное становление выделительной системы
  • стимулирует рост наружных и внутренних половых органов
  • база сексуального здоровья человека и полового поведения человека
  • формирование поведения ребенка для отправления естественных нужд
  • решается на первом году жизни ребенка с помощью мамы в соответствии с врожденными ожиданиями ребенка.
Полноценное созревание мочеиспускательного канала и прямой кишки происходит при наличии высаживания и материнского контроля над опорожнением ребенка.
Мочеиспускание географически находится рядом с половыми органами. И если ребенок не управляет опорожнением, он не управляет ничем с той стороны.

В руках матери - знание/незнание - здоровье/нездоровье ребенка.
Решение должно быть информированным и осмысленным.
В перспективе человек вырастет взрослым, заведет семью и детей

Высаживание - действия матери, способствующие опорожнению грудного ребенка.
Это важный воспитательный момент: формируется чувство надежности матери, уважение, стремление к послушанию в более старшем возрасте, что обеспечивает психическое здоровье ребенка.

Мама абсолютно приспособлена к высаживанию и помощи ребенку.

Простое бытовое действие:
  • на просыпание 1-3 минуты над тазом, похлопывая по гениталиям вне зависимости пописал или нет
  • подмывают после высаживания.

Место высаживания:
  • широкий таз с высокими бортами, задвигается под кровать
  • пеленка одноразовая
  • маленький таз, чашка
  • раковина
  • горшок
  • унитаз
Формирование полового поведения - первый этап - до 3 лет

1 год жизни
Каждая часть тела известна человеку потому, что он ее видел, трогал, пользовался. Если не потрогать, не увидеть, чувствовать и управлять не получится.
Первое - увидеть, потрогать, проверить на крепость, понять, что этим писают и какают. Последующие предназначения пока не интересуют.
Главное-найти часть тела, потрогать посмотреть, научиться пользоваться - акт половой идентификации - бессознательная фиксация, база и начало полового поведения.
  • установление контроля над сфинктерами
  • индентификация половых органов
  • итог - оформленное поведение в отправлении е.нужд, управление поведением.
Этапы до 3 лет

  1. Высаживание с помощью мочеиспускательного рефлекса
Внутриутробно писает бессознательно.
Мочеиспускательный рефлекс формируется в процессе родов, связан со спазмом сфинктеров, сопровождающимся страхом и чувством тревоги по мере прохождения родовых путей. Формирует способность ребенка сигналить о желании - важно, т.к. помогает мама.

Рефлекс прост:
  • приложить к груди
  • поза высаживания
  • похлопывать по гениталиям - запуск рефлекса (нервное окончание) + рост органов
и ребенок рефлекторно писает.
С сосанием груди ребенок снимает спазм сфинктеров и раслабляется.
Даны примерно 3 месяца на освоение ребенком и мамой этого действа +быть чистыми.

*у кесарят рефлекс тоже формируется из-за изменения среды. У некоторых не формируется, будто не родился. Кесарята без сигналов - следить за ритмами.

Мама остается чистой. Она не может постоянно находиться около воды, чтобы постоянно обмываться.
Между действием пописать и покакать новорожденный не ощущает разницы - он делает одно действие "где-то там" (знает только рот, спасаясь от без сосанием).

Безопасность в естественной среде.
Способность женщины отвечать на потребности ребенка заложены эволюционно и обязывает обучаться, наблюдая за старшими матерями.
Вовремя начавшие высаживать мамы проблем с высаживанием не имеют - ребенок послушно писает и какает.
Новорожденный не может помочиться и опорожнить кишечник без помощи мамы.

Малыш издает определенные звуки и сигналы, характерно двигается и плачет при ощущении дискомфорта . Хнычет и плачет, пока не пописает - проявление мочеиспускательного рефлекса.
Наличие рефлекса делает возможным высаживание по сигналу - возможность для ребенка осознавать свои сфинктеры и учиться ими управлять.

2. "Где это, что это? Это у меня или не у меня?"
В 2-2,5месяца соединяет психику и тело.
Сначала находит руки, постепенно понимая, что мелькание перед глазами имеет к нему отношение и это его часть, сосредоточенно рассматривают.
Прислушивается к процессам в теле, удивляется звукам газов и опорожнения.

3. "Это происходит у меня"
Приходят к выводы - "Это у меня" и начинают себя ощупывать: сначала рубашечку (живот), потом ноги и гениталии.
К 3 месяцам уже контролирует сфинктеры без точного понимания, где они расположены, ищет.

4. "Где именно это происходит?"
Этап идентификации половых органов и привязки функции к телу.
В результате ощупывания к 4 месяцам находит животик, гениталии - запечатлевает, какие они и что они вообще есть. Смотрит через форточку.

Важно найти гениталии, а не памперс и трусики - это первое запечатление своих органов уходит в подсознание, формируя понимание "у меня есть половые органы/у меня нет половых органов", что напрямую влияет на сексуальность и осознания принадлежности к полу во взрослом возрасте.

"а если мы нашли памперс или штаны, то у нас всю жизнь будет висеть вопрос: кто мы? А потом, когда мы будем жениться или выходить замуж, перед нами будет вопрос: на ком жениться – на колготках или на памперсе Huggies? Это очень сложный вопрос. Особенно для молодых людей, которые никак не могут определиться. Представьте себе, какой кошмар у одетого ребенка: у него нет не только половых органов, но и рук, ног, живота. Только рот. Так на всю жизнь одним ртом и останется." Ж.В. Цареградская

!Периодический отказ от высаживаний в 3-4 месяца: пробует мочить пеленки без участия мамы, чтобы убедиться в открытии: при высаживании выдавливает 2 капли, отложившись переворачивается на живот и делает лужу - лежа на животе важно чувствовать свои органы в процессе мочеиспускания - фиксируется понимание что и где - "Это у меня есть где-то там место, я там что-то делаю", понимает, где находятся сфинктеры, которыми он управляет.
Внимательно слушает процессы тела из исследовательских соображений.

Этап привязки функции к телу обеспечивает психосоматческое здоровье мочеполовой системы ребенка.
Если ребенок не имеет возможности чувствовать свои половые органы и видеть, как они работают, работа системы и сфинктеров нарушается - формируются отклонения от нормы.

Высаживание - это профилактика: энуреза, экопреза, цистита, пиелонефрита, детского онанизма, психосексуальных расстройств.
Все сексопатологии связаны со способностью контролировать сфинктеры и осознавать свои половые органы как часть тела.

5. "Что из меня выходит?"
К 6 месяцам ребенка заботит этот вопрос - определяет, что он такое сделал, что из него выливается.
"В психологии и психиатрии считается, что ребенок, который начал интересоваться тем, какие какашки из него вываливаются, – это очень умный ребенок"

Мама не контролирует этот процесс абсолютно с этого возраста. Мама контролирует, когда ребенок спит или находится у нее на руках. Вне рук - контролирует ребенок.

Какает, писает, отползает и рассматривает, шлепает, размазывает, пробует, прикладывается ртом. Ловит струйку под контролем зрения.
Нужно дать изучить, не затягивать, иначе будет прятаться за шторой.
Пока изучает лужицу или какашку - сходить за тряпкой и быстро убрать. Не давать размазывать какушки.

6. "Как я это делаю?"
К 7-9 месяцам дети встают на четвереньки головой вниз и наблюдают за процессом.
Начинают сообщать маме о том, что хотят какать или писать.
С этого возраста с высаживанием для дефекации проблем больше не бывает.

Запрещать= конфликт. Эмоционировать = закреплять ошибку.

7. Овладение контролем над функцией
К 1 году ребенок старается овладеть функцией: писать на разные поверхности, в крышечки, баночки, дозирует, целится в емкости.
Писает на впитывающие поверхности: думает, что в лесу и не может найти землю, только ковры - переселение из леса в квартиру - долгий процесс.



8. Как это делают другие?
Этап социализации функции: врывается в туалет, засовывает голову в другой детский горшок, ищет способ посмотреть, как это делают другие 1-1,5 года.



9. Самостоятельная посадка на горшок
Если ребенок прошел все стадии, в интервале между 1,5 и 2 годами - регулярно садится на горшок.
Самое раннее - 1г4мес
Самое оптимальное и частое - 1г8мес.

При условии прохождения этапов:
  • 1,4 - если у ребенка есть примеры извне
  • раньше 1,4 сами не садятся, заняты другими делами. Если сел раньше времени, может надолго случиться откат+ пострадать тазовое дно.
  • Если позже 1,8-1,10 не садится - может быть признаком неврологических нарушений либо следствие недостатка примеров. - Нужны примеры, гости.

10. Ритуализация
Закрепление с высокой степенью надежности.
Повторение в строго определенном порядке.
  • после 2 лет может сообщаться всем, что идет на горшок
  • берет с собой игрушки или книжки
  • подходит с определенной ноги или стороны
  • разложить игрушки в определенном порядке
  • посидеть строго определенное время
  • встать с определенной ноги
  • если что-то не так, ребенок переделывает "правильно"
  • выливать горшок - важно не закреплять порядок, иначе следует истерика. Выливают все и в разном порядке.
  • моют попу разняе люди без закрепления
  • ребенок тоже участвует, мама тоже выливает
  • разные места
  • смена игр

Степень жесткости ритуала зависит от психотравмы в родах и ухода до года
К 3 годам ритуал упрощается до предупреждения о походе на горшок.

Все этапы должны быть пройдены самостоятельно.
Если мама пережала, следует пройти непройденные этапы.
Иначе может проходить этапы в позднем возрасте вплоть до подросткового.
Дети в памперсах проходят те же этапы, с самого начала, немного быстрее, могут задерживаться на интересных этапах дольше обычного.
Формирование полового поведения - второй этап - 5-7 лет


Идентификация себя с полом (не по половым органам), а по принадлежности к мальчишеской или девчачей тусовке. Тянет в группу, одинаковую по полу.

Детей до 5-6 лет не приобщали к определенному полу, не подстригали, не собирали волосы. В 5-6 лет проводили обряд инициации, когда к полу приобщали, одевая в разную одежду и разводили по женской и мужской половине. До тех пор дети ходили в одинаковой одежде с одинаковыми прическами.

Третий этап жизни - юношество, наблюдения из жизни.
Непосредственно половое поведение, проявление себя как мужчины или женщины.
Если наблюдений не хватило, в юношестве тянет к фильмы соответствующего содержания.


Отклонения от естественной линии формирования полового поведения
приводят к тем или иным сексопатологиям
Организация высаживаний

Нормы частоты мочеиспусканий в сутки по возрастам:
первые 7 дней - количество дней +- 1
  • 1-7 дней - 3-6 раз
  • до 3 месяцев - 12-25 раз
  • 3-8 месяцев - 10-20 раз
  • 1 год - 6-15 раз
  • 2-3 года - 6-10 раз
  • 4-7 лет - 7-8 раз
Интервалы 20-40 минут в первый половине дня и каждые 1-1,5 часа - вечером.

Ритмы дефекаций:
  • новорожденный может опорожняться 1-2 раза в бодрствование
  • опорожняется при каждом ключевом сосании
  • к 3 месяцам происходит задержка стула, почле чего дефекации происходят реже
  • к полугоду изменяется характер стула, первая порция может быть более оформленной, вторая - сметанообразной, также изменяется запах с кислого на взрослый
  • в 1 год - 1 раз в 1-2 дня
  • в 3 года (меньше ГВ, больше прикорма) - 1-2 раза в день

В любом возрасте мама следит:
  • за частотой мочеиспусканий, как именно писает
  • за частотой дефекации, особенности
Высаживания новорожденного

Общая схема высаживания:

Если мама не начала вовремя, она может обучиться позже. Желательно - до 1,5 лет

  • Начало - наблюдение за ребенком на 1,2,3, 5-6, 10, 14й день + высаживание вокруг снов (независимо, мокрый или сухой) со второй недели.
  • Мама помогает, высаживая с 6-7 дня по сигналам. К этому времени может быть 6-15 мочеиспусканий в сутки. Стул может быть чаще пописов.
  • С 2-3 недель мама высаживает и по своему требованию, поддерживая ритм работы почек и сфинктеров, которые ощущаются им как единое неделимое.
  • К 3 месяцам рефлекс угасает постепенно, сменяясь способностью ребенка контролировать сфинктеры самостоятельно.
  • Постепенно высаживание будет приобретать более социализированный вид, ребенок будет терпеть в зависимости от ситуации. Маме нужно предъявлять требования, чтобы ребенок постепенно научился контролировать сфинктеры, высаживаться по ситуации: где-то раньше, где-то подождать.
Постепенно мама ориентируется не на часы, а на внутреннюю сонастройку с ребенком.
Если мама отлучилась из дома, то чувство ритма теряется. На его восстановление требуется 3-4 часа.

1. Начинается с наблюдения
Начать с 2-3 дневных наблюдений по часам и ритмам:
  • опорожняется сразу/через несколько минут
  • останавливает сосание при опорожнении или нет
  • сначала какает или писает
  • писает ли в длинный сон и через какое время
  • 1 или 2 опорожнения в вб, через какое время
  • ночью - при каждом ли прикладывании опорожняется
  • какие сигналы предваряют плач - следует сосредоточиться на телесных и звуковых сигналах.
Городские женщины нечувствительны к сигналам из-за отсутствия насмотренности и опыта.
В итоге наблюдений мама будет ориентироваться в ритмах снов/вб/пописах.
Ритмы опорожнения связаны с ритмами снов и кормлений.
Во сне ребенок не писает, во время или после просыпания.
Пеленать после того, как покакал.

2. Освоить позу высаживания
  • под ножки
  • похлопывая 3-5 раз с паузами
  • навык формируется в процессе практики

3. Высаживать после сна
Полное опорожнение обычно происходит после очередного просыпания: мама прикладывает к груди и высаживает.

4. Высаживать по ритмам и сигналам ребенка в бодрствование, по требованию мамы.
Отметив ритмы, стараться наладить высаживания днем. Обычно их 1-2 за период бодрствования.
Первое опорожнение - на просыпание с прикладыванием к груди, следующие 1-2 через 15-20 минут.
Если опорожнений 2-3, то рекомендуется высадить перед сном голенького с прикладыванием, а потом запеленать сонного ребенка, приложить снова к груди и докачать до сна.

5. Добавить ночные высаживания.
Также начинается с наблюдения за ночными ритмами прикладываний и пописов: обычно есть 3-4 часовая сухая пауза, в этом время малыш спит без просыпаний; после сухой паузы опорожняется с прикладыванием к груди каждые 2 часа до утра.

Малыш возится перед пописом, при этом спит и расслаблен.
Ночью высаживать проще, чем днем - сигналы однозначные.
Ночью высаживаю с грудью весь период ночных высаживаний -соединить прикладывание сидя с высаживанием.

Ночная пауза может быть, но ребенок просыпается - вопросы ухода, напряженность НС.
У Нр (на 2й неделе) - 3 часа сухая пауза.

До 6 месяцев высаживания в основном происходят по сигналам малыша под контролем и по требованию матери. Малыш может сигналить, а может пропускать. За высаживанием следит мама.

Отпустить ребенка голопопить с 3 месяцев
Отказаться от штанишек и трусиков. Футболка должна не закрывать гениталии (в 3 года оденется сам).



Гигиена
  • осеменение микроорганизмами- выработка кожного иммунитета, устойчивость кожных покровов
  • обмывание и осмотр перед дневным и ночным сном
  • голопопие не приводит к инфекциям, наоборот стимулирует кожный иммунитет
  • гигиена жилья обычная, без антисептиков

Корректное поведение ребенка при высаживании

Даже если мама не угаладала и малыш не хочет писать, обычно малыш старается что-то выдавить, не плачет, потом выпрямляет ноги, что значит "не хочу".
Мама отпускает ребенка и через какое-то время снова предлагает, обычно через 5-10 минут.
Если малыш начал писать сам, нужно подхватить и имитировать высаживание с похлопываниями, либо прямо на месте похлопать малыша по гениталиям при пописе.

Если высаживание "сломалось"

Возможными причинами может быть:
  • смена ритма/интервала пописов и нужно понаблюдать, записывать
  • разладились отношения с мамой
  • сменились интервалы ночного высаживания.

Прекратить на 1-2 дня и наблюдать за ритмами пописов.

Нарушение ритмов

Первичные причины:
  • нездоровье
  • тревожность (беременность, роды)
Вторичные:
  • неграмотный уход
  • усилия по нарушению ритмов работы (подгузники + отсутствие высаживания)
Высаживание после 3 месяцев

В высаживании могут проявляться выяснения отношений между мамой и ребенком, особенно, если мама неуверенно себя ведет.
Здесь ребенок демонстрирует матери неуважение и потерю доверия.

реакция матери на потребности ребенка имеет вполне определнный срок - высаживаемые дети кричат и ерзают, просят высадить даже в памепрсах


Голопоп:
  • другой тепловой режим
  • другие напряжения сфинктеров
  • голопопие днем помогает регулировать ночь
Горшок

Ребенок ожидает полного участия мамы в самом доверительном деле, с частью себя - своими испражнениями.
Горшок:
  • самый простой
  • светлых тонов, желтый, оранжевый
  • темные цвета "съедят попу"
  • простая форма
  • удобно переностить, располагать рядом с мамой, на видном месте
  • разницы для девочек и для мальчиков нет
  • колени прямым углом или чуть выше попы

Условия:
  • ребенок может сесть и встать сам -достаточная координация и моторика
  • сформировались изгибы позвоночника
  • укрепились внутренние органы и мышцы тазового дна
  • запуск ВП "как это делают все?" - не ранее 1,5 лет - объяснять свои действия в туалете, пуская туда ребенка
  • может не просить о помощи мамы, только когда нужно помыть попу

Унитаз
  • может быть в жизни ребенка, если нет младших детей
  • мама помогает, сопровождает, ребенок тащит маму в туалет
  • требуется обустройство, ступенька, поручни, круг
  • садится сам на 4м году жизни

Горшок появляется в интерьере для изучения:
  • у девочек- после 1 года
  • у мальчиков - после 1,2 года
Помощь в освоении:
  • дождаться, чтобы ребенок созрел, чтобы повторить
  • насмотренность и демонстрация, живой пример, усаживание игрушек на горшок, показать, как горшком пользуются другие дети
  • пускать к себе в туалет и пояснять свои действия
  • можно высаживать на горшок
  • перекладывать какушки с газетки, выжимать пописы
  • чередовать высаживание над тазом и над горшком
  • поощрять, когда садится на горшок, а писает рядом
  • с 1,4 можно прокомментировать может кто-то кроме мамы, не мама: искренне удивиться и сказать "Что это ты мимо горшка писаешь, надо в горшок"
  • не ругать, не окрашивать эмоциями "промахи" = принятие мамой естественных процессов малыша
  • мама, убирая за малышом может кратко сказать: "писать нужно на горшок"
  • интенсивно высаживать
  • начать высаживать, если не было высаживаний

Созреть для горшка.
Не равно надрессировать.

Высаживание помогает освоению горшка.
С 1,5 лет дети виртуозно осваивают функции испражнений:
  • мальчики-девочки писают в крышечки.
  • чувствуют, когда хотят и обучены сигналить
  • чувствуют и способны контролировать функции


Как писуар
СОбирает игрушки играть на горшке
Унитаз, поручни, ступенка, круг
Сажать в тазик на пол на ночь с 1,8 - в ванночку
Комфортная среда для отправления естественных нужд

Свободный доступ к гениталиям
Тактильная стимуляция с первой недели жизни: с первой недели мама похлопывает при высаживании, с полугода ребенок сам теребит свои органы
Спокойное отношение взрослых к половым органам (внимание вызывает интерес, акцент ребенка, что нарушает нормальное формирование полового поведения, болезненное внимание)
Спокойное отношение к ВПоведению, помощь в отправлении нужд
Похвала и поправление, не критиковать, не ругать в вопросах, касающихся мочеполовой системы (одобрять, когда показывает на лужу или кучку) - мама участник процесса, поэтому мама убирает, потом ребенок помогает
Обустроить место отправления нужд (турковрик, газетка до горшка)
Поддерживать ритмы выделительных систем

Правила использования подгузников
и как перейти от подгузников к высаживанию






Анна Малкова
инструктор по материнскому искусству, консультант по грудному вскармливанию
Правила использования подгузников
Развеем иллюзию:

использовать подгузник постоянно или нет - этот вопрос определяет физиология ребенка.

От частоты использования подгузника зависит функционирование мочеполовой системы, освоение ребенком этой функции и становление психосексуального здоровья.

Врожденные ожидания и программы поведения

  • программа построения карты тела, при которой ребенок осваивает и запечатлевает свое тело;
  • ожидание , что мама будет помогать справляться с телом;
  • ожидание чистоты тела;
  • возрастные программы поведения и врожденные рефлексы, которые руководят изучением функции опорожнения ребенка и знакомства с продуктами опорожнения, с функционированием органов и систем.
Частое необоснованное использование подгузника

Физические проявления:
  • нарушения контроля мочеиспускаяния и дефекации, контроля наз сфинктерами;
  • нарушение ритмов работы мочеполовой системы;
  • неприятные телесные ощущения и отсутствие помощи в этом;
  • разотождествление тела и психики.
Последствия для малыша:
  • нарушение впечатления о собственном теле;
  • нарушение восприятия собственного тела и его функций;
  • нарушение мочеиспускательного рефлекса;
  • нарушение построения карты тела человека;
  • угнетение развития половых органов, ограничение их кровоснабжения и соответственно роста до генетически заложенных параметров$
  • недоразвитие гениталий и органов малого таза вследствие минимальной тактильной стимуляции (инфантилизм матки);
  • формирование психосексуальные расстройства (есть психосексуальные расстройства, формируемые неадекватными родами, их возможно компенсировать высаживанием и голопопием);
  • развитие энуреза и экопреза, детского онанизма;
  • бесплодие.
Последствия для мамы:
  • исключение этой части жизни ребенка из ухода, как неудобной;
  • мама лишается 50% информации о здоровье ребенка: количестве, частоте и качестве опорожнений- это мешает ориентироваться в состоянии малыша и растить его здоровым;
  • сонастройка с ритмами ребенка отсутствует;
  • нарушается естественный процесс обучения матери уходу за малышом за отсутствием причинно-следственных наблюдений между дискомфортом и поведением, помощью ребенку;
  • нарушает представление ребенка о надежности матери;
Правила использования подгузников:

  • это приспособление для визитов, прогулки, посещения гостей, поездок, перелетов, посещения учреждений;
  • не используются дома для постоянного ношения, в тч и ползунки и колготки;
  • допустимо ношение на период не более 3 часов подряд;
  • использование во время дневного сна бессмысленно, ребенок во сне не писает, также это касается ночных пауз;
  • не используются в ночное время, рекомендуется высаживать ребенка ночью с грудью, кровать защитить от протечек;
  • использование подгузников не должно мешать ребенку осваивать свои процессы и тело, обнаруживать гениталии и свои выделения, устанавливать контроль над сфинктерами;
  • с 6 месяцев рекомендуется отказаться от подгузников, трусов, ползунков в любых условиях и обстоятельствах;
  • до года рекомендуется отказаться от подгузников на прогулку и брать с собой сменную одежду для переодеваний (ориентир - к лету);
  • в длительной поездке следует снимать с малыша подгузник на период, когда он писать не будет;
Особенности высаживаемых детей:
  • кричат и ерзают, требуют высадить даже в памперсах;
  • не писают в штаны;
  • могут терпеть всю дорогу вплоть до 6 часов до возвращения домой;
  • регулируют свои нужды в зависимости от ситуации;
  • в гостях и на улице отказываются отдавать свое (чужое место, каки = часть тела, свое)
  • важно участие мамы во всех делах,в том числе в отправлении нужд -действо интимное, только маме доверяют;
  • высокий кожный иммунитет;
  • спокойное отношение к гениталиям;
  • полное управление функциями опорожнения, контроль над сфинктерами;
  • здоровая мочеполовая система;
  • успешное интеллектуальное развитие.
Как перейти от подгузников к высаживанию
Радикальный способ:
  • отследить ритмы в течение 3 дней
  • снять с ребенка памперс навсегда, чтобы его не было дома.
И так тоже делают, используя многоразовые подгузники или штанишки на прогулку/в гости.
Метод более медленный:

Сначала снять дневной памперс

  • во сне дети не писают, на дневной сон одевать памперс бессмысленно;
  • оставлять голопопить с 3 месяцев в бодрствование, т.е. без штанишек и трусов дома;
  • дать освоить свое тело, не мешать;
  • пробовать высаживание на просыпание после каждого сна с грудью;
  • якорь: говорить "пись-пись" под пописы и использовать далее;
  • нужно переждать и не одевать памперс днем.
Затем снять ночной пармерс

  • начать с исследования ритмов в теч. 2-3 ночей. (если ритма нет - психологическая травма, отразилась на функции почки);
  • снять памперс на ту часть ночи, когда меньше писает на 1 месяц;
  • потом на половину активного периода - 2 недели будет мочить пеленки;
  • большую часть ночи сохранять сны без памперса;
  • просто снять сразу, посчитав ритм и применяя высаживание по сигналам;
  • понять, что ночью высаживать проще.

Памперс дает возможность писать хаотично
Вне дома:
  • выходить на прогулку недалеко, чтобы если что - вернуться либо переодеть на месте;
  • писать/высаживать до/подсле прогулки;
  • отследить ритмы пописов на прогулке и предлагать по ритмам.