Самоотлучение:
кто кого ведет?
Автор: Малкова Анна,
консультант по грудному вскармливанию,
инструктор по материнскому искусству.

биологический ликбез для взрослых
Начну с главного:
самоотлучение - ошибочное понятие.
Есть отказ от груди(ранний, поздний).

Завершение лактации в свою очередь не имеет никакого отношения к любому виду отлучения, а тем более – к отказу и является совершенно определенным физиологическим процессом.

Данная статья написана по мотивам онлайн-встречи Ла Лече Лига "Самоотлучение".
Ла Лече Лига — международная общественная частная светская организация для поддержки кормящих женщин, адвокации грудного вскармливания и предоставления информации о нём. Такое определение дает Википедия.
Но судя по темам, о которых представители ЛЛЛ «просвещают» кормящих женщин, создается впечатление, что специалисты сами не совсем понимают, о чем рассказывают. И как минимум не знают биологию грудного вскармливания. Поверхностное рассмотрение вопроса ведет к ложной информированности кормящих женщин и, как следствие, вредит здоровью детей. Об адвокации в таком случае речь не идет, поскольку адвокаты, по сути, занимаются подрывной деятельностью и там, где они должны защищать и поддерживать, напротив, подталкивают матерей к неверным и антибиологичным поступкам и решениям.


Чтобы разъяснить, почему «самоотлучение» – несуществующее и ошибочное понятие, а также донести до читателя основы, которые позволят ему самостоятельно прийти к аналогичному выводу, следует ознакомиться с небольшим ликбезом на тему детства и сроков грудного вскармливания у человека в ранее опубликованной статье "Детство человека и сроки ГВ". Там было указано, что

"человек имеет большой мозг, способный обеспечить материнскую заботу и опеку весь период детства для того, чтобы вырастить большой мозг".

Хотелось бы отметить, что представители ЛЛЛ ставят под сомнение наличие такой взаимосвязи, а также генерируют ошибочные представления у всех своих слушательниц, поскольку грудное вскармливание на протяжении всего периода физиологической незрелости обеспечивает эту главнейшую функцию – дорастить ребенка до относительной функциональной зрелости и автономии. Только в грудном молоке содержатся все достаточные и необходимые элементы, способные полноценно питать ребенка в период незрелости. Хотелось бы отметить, что все перечисленное – наши видовые признаки, не подвластные веяниям моды и чьим бы то ни было желаниям.

О «самоотлучении»

Итак, мы определили, что длительность грудного вскармливания не является произвольной и обусловлена совершенно конкретными физиологическими особенностями развития ребенка, лактации матери и длится у нашего вида 3-4 года, о чем говорилось в ранее опубликованной статье "Детство человека и сроки ГВ". Поискав, что же консультанты понимают под «самоотлучением», было найдено следующее:

«Самоотлучение — мама ничего не делает для отлучения. Ребенок вырастает и сам завершает гв.».
А также: «Некоторые считают, что самоотлучение от груди подразумевает, что мама не делает ничего или, по крайней мере, не должна ничего делать, и что только ребёнок решает, когда он откажется от груди. В отношении маленького ребёнка я соглашусь, что только он сам решает, как долго и часто ему нужна грудь.»
Афиша онлайн семинара Ла Лече Лига

Он правда «сам» так решил?

Если хорошо разобраться в вопросе, самостоятельно ребенок не способен принять такое решение. В данной формулировке используется подмена понятий, поскольку данному процессу уже есть наименование – это отказ от груди.

С позиции бессознательных программ поведения, есть такое простое правило: «кого сосу – тот и мама». Действительно, ребенок, родившись, готов запечатлеть только одну маму по форме ее груди и никак иначе. И еще долгое время материнская грудь ассоциируется у ребенка в принципе с мамой, а потребность прикладываться к груди мамы – равно контактировать с мамой и быть под ее опекой. Поэтому «отказываться от груди» равно «отказываться от мамы».

Чтобы прийти к пониманию, что «я есть отдельное существо», пройти процесс осознания этого, научиться жить отдельно, пройти от симбиоза к автономии, требуется время. Здесь уместно привести следующий пример:

Почти в каждой русской семье на подоконниках по весне растет рассада. Она растет сама, ее никто не торопит и у хозяйки нет идеи тянуть ее за макушку, чтобы она быстрее выросла, потому что это просто бессмысленно. Также нет идеи высадить ее в грунт, когда хозяйке попросту надоело растить ее у себя на подоконнике. Не возникает даже такого вопроса, а когда уже пора? Потому что это биологический процесс, которому отведено определенное количество времени и ни минутой меньше.


Так и с детьми. Период детства никоим образом не зависит от желания и соображений современных взрослых, в том числе и мам. Если женщина видит в ребенке уже самостоятельного человека, которого пора бы уже и в университет отдать в его 2 года, то причина тут в матери, а от ребенка лучше отстать и обеспечить ему грудное вскармливание согласно нашей природе.


Процесс отделения ребенка от матери происходит на фоне всех вышеупомятуных процессов: ребенок постепенно и естественно отдаляется от мамы, к этому действительно, как пишет «специалист», не требуется прилагать каких-либо специальных усилий. Именно так начинается путь к завершению лактации.


Важно отметить, что ребенок с самого рождения может сообщать матери о своих потребностях, переживаниях только у ее груди. Постепенно он нарабатывает социальный репертуар и учится выражать их как-то еще. Если же ребенок, не приобретя относительной автономии, и не пройдя все естественные этапы созревания, отказывается прикладываться к груди, протестует, то ошибка решать, что ребенок таким образом заявляет о своей самостоятельности. Это неверно и очень вредно.


Таким образом ребенок, отказываясь прикладываться к груди, проявляет недоверие к матери, выражает протест и сообщает, что материнское поведение не соответствует его врожденным ожиданиям. Такая реакция ребенка является критической и очень серьезной, учитывая, что отказываясь от матери, он идет ва-банк – прерывает обеспечение своего собственного полноценного роста и развития, отрывается от источника жизни. На его языке это означает, что ситуация серьезная и мать должна ее решить безотлагательно.


Поэтому «я сам так решил» означает на самом деле – «мама, ты ведешь себя неадекватно, сделай с этим что-то, пожалуйста, и как можно скорее!».


Что должна делать в таком случает мать?

Топнуть ножкой, посмотреть в зеркало и удостовериться, что здесь взрослая – она, что здесь мать – она, а значит, именно она принимает взвешенные информированные решения в таких жизненно важных вопросах, как грудное вскармливание, а не перекладывает их решение на ребенка. В такой ситуации матери часто требуется помощь более опытной матери или специалиста материнской профессии, который подскажет, что необходимо пересмотреть, поможет понять, о чем своим поведением заявляет ребенок. И ни в коем случае не отлучать от груди!


В паре «мама-малыш» взрослой является мама, и именно ей следует занять взрослую позицию, услышать ребенка и начать разбираться, что именно она делает не так. Плоды ее действий не заставят себя ждать, малыш обязательно ответит благодарностью и укрепит свое доверие к матери. Если мама не обучена, ей следует обратиться к специалистам материнских профессий, ведь на кону стоят ее отношения с ребенком, его рост и полноценное развитие. Увидеть проблему, заняться ее решением — это позиция взрослого человека. Давать красивые наименования непонятным вещам, фантазировать, играть с чем-то, основываясь на незнании предмета и его непонимании — инфантильная, детская и безответственная позиция. Поэтому предлагаю оставить ее ребенку и заняться материнскими задачами.


Что еще мамы иногда называют «самоотлучением»?

К «самоотлучению» могут приводить неосознанные действия самой матери. Ей гораздо легче заявить, что «это он сам так решил», ведь в таком случае она остается замечательной, это просто с ребенком что-то не так. То есть мама может неосознанно предпринимать действия по отлучению ребенка от груди. Подталкивая малыша к отказу от самой себя, мать является истинным инициатором этого процесса, поэтому приставка «само-» неуместна в любом случае. Тому может быть масса причин, в этой статье мы их касаться не будем.


Повторюсь, что до 3-4 лет ребенку просто нечем принимать серьезные ответственные решения, это не входит в зону его ответственности, мало того – это вредно для его развития. Им руководит множество бессознательных программ поведения, ресурсы для его роста и развития четко подсчитаны эволюцией и не существует резерва для реализации иных нужд. Малыш ничего не делает просто так, не осуществляет лишних движений, потому что это очень затратно и отнимет ресурс, предназначенный для какого-то другого важного процесса. По этой причине отказное поведение ребенка следует воспринимать как сигнал SOS, который мать должна распознать и предпринять адекватные ответные действия.


Чем это чревато?

Для матери – гормональными нарушениями, заболеваниями молочных желез, дисфункциями организма и пр. Для ребенка – потерей возможности полноценного развития его физического и интеллектуального потенциала.


Мать должна иметь знание о том, что раннее отлучение от груди приводит к неполноценному развитию ребенка. Более того, перекладывая ответственность за это решение на ребенка, мать демонстрирует свою собственную незрелость и инфантильность, непонимание биологических норм собственного вида. Часто маме в таком случае нужна психологическая своевременная помощь и в этом нет ничего зазорного. Если поддержка нужна, ее нужно найти.


Нужно также учитывать, что пока мама мечется и утешает себя возможностью "самоотлучения", ребенок фиксирует такое поведение матери, как ненадежность. И это маленькое действие, совершенное под девизом самоотлучения и посеявшее плоды недоверия, может в будущем обернуться трагедией и крушением судеб.


Как должно быть в норме?

В норме мать располагает адекватной информацией о сроках и физиологии грудного вскармливания, и только исходя из этого принимает решения относительно себя и за своего ребенка. Малыш же занимается познанием мира, собственного тела, законов мироздания в соответствии со своими возрастными возможностями. Не нужно отвлекать его от решения этих грандиозных задач и направлять его силы и внимание на решение других задач, которые не относятся к его «компетенции».


Есть пример, который часто приводят, чтобы объяснить мамам их ведущую роль в воспитании собственного ребенка. Если представить, что жизнь — это горная тропа, мама – проводник, а ребенок – неопытный начинающий турист, то становится очень наглядно, кто принимает все решения, а кто глазеет по сторонам и безропотно выполняет все указания, дабы дойти до конца пути. На каком-то этапе этот турист обязательно переймет навыки горных походов, научится выживать в любых условиях и проводник передаст ему ответственность за его жизнь. Но на это нужно очень много времени. И период, когда наш турист — представитель вида Человек Разумный — имеет право глазеть по сторонам, равен продолжительности периода его детства, который составляет почти четверть его жизни.


Далеко ли дойдет группа (читай – семья, или шире — популяция), если вести группу будет ребенок? Полагаю, не далее ближайшей пропасти.


Завершение или Отлучение?

В последнее время стало модно называть Отлучение Завершением: «Мы завершили». Хочется спросить, кто это «мы», и все ли участники процесса в курсе, что происходит?


Не нужно путать понятия «завершение» и «отлучение», а тем более не стоит пользоваться малограмотным словом «самоотлучение».


Завершение грудного вскармливания — это взаимосогласованный, синхронный и постепенный процесс, имеющий под собой биологические, физиологические и психологические основы.


В то время как отлучение – процесс насильственный, ничего общего не имеющий с естественными потребностями матери и ребенка, происходящий раньше биологически обусловленного срока.


В заключение

Подводя итог, становится ясно, что никаких «само» быть просто не может. Сначала нужно оценить, что реально происходит, найти помощь и поддержку, и вернуться к видовой норме. Тянуть за макушку, конечно, можно, но нужно отдавать себе отчет в том, что получится в итоге.


Специалистам по лактации стоит подробнее вникнуть в биологический смысл своей профессии, чтобы Способствовать развитию материнских навыков у матерей.



Статья опубликована 9 июня 2022г. в блоге Академии Цареградской "Фильтр"