Мама вам - не папа,
папа вам - не мама
Автор: Малкова Анна,
консультант по грудному вскармливанию,
инструктор по материнскому искусству.

биологический ликбез для взрослых
В современном обществе очень многие понятия и явления не на своих местах. Даже при наличии общей понятийной базы, во взаимоотношениях людей возникает много путаницы.
В ходе визитов к молодым мамам с целью обучения их успешному грудному вскармливанию, объяснения правил и нюансов организации грудного вскармливания, специалисту все чаще приходится вести разговор не только с мамой и женщинами ее семьи, но и с ее супругом.
Интерес отца молодой семьи в ходе консультаций часто выходит за рамки организации процесса обучения его супруги специалистом и общего желания поддержать супругу. Все чаще молодой папа пробует себя в роли «второй мамы» для ребенка, вникает в нюансы кормления и ухода, которые ему с трудом удается уяснить. Этим трудностям есть биологическое обоснование.
Родительская радость
Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох, Живопись, 1910
Вот именно так, на вытянутых руках, крайне осторожно отец берет ребенка на колени, когда малыш созревает для общения с папой. Все уходовые моменты, успокоение, кормление и прочее остаются прерогативой матери, до тех пор, пока малыш не обретет относительную способность ухаживать за собой самостоятельно (к 3-4 годам).
Речь пойдет о роли женщины и мужчины в семье, где родился маленький ребенок. Какие бы нежные и доверительные отношения не были между супругами, это не имеет никакого отношения к их социальным ролям в семье.

Забота о ребенке — это материнская забота
С момента зачатия маленькая жизнь целиком помещена в маме: растёт, набирается сил, кроха формируется целых 10 лунных месяцев. Но и после рождения малыш ещё совсем незрел. Телу и психике потребуется еще порядка трех лет, чтобы научиться себя обслуживать, окрепнуть, иметь способность более уверенно вступить в мир. Это время также подкреплено осознаниями: «Кто я? Как устроено мое тело? Как живут в этом мире?». Ребёнка необходимо дорастить до определенной биологической зрелости, что накладывает требования на корректное обращение с ним.

От зачатия и до биологического рождения, которому соответствует достижение ребенком трех лет, мама сперва «вынашивает» малыша будучи беременной, а после появления на свет «донашивает» грамотным уходом, физиологичным холдингом и грудным вскармливанием.

Только у матери есть врожденные психические и физические способности, позволяющие успешно выполнять материнскую функцию. Мама способна чувствовать нужды малыша и может точно идентифицировать состояние своего ребенка. Это обусловлено материнскими способностями. Они являются природной базой для формирования материнского поведения, которое не возникает из воздуха само по себе, а формируется путем обучения женщины. Только обученная мама способна управлять и грамотно доращивать незрелорожденное дитя весь базовый период — с рождения и до 3 лет — что соответствует сроку грудного вскармливания у представителей нашего вида.

Но папа — не мама
У папы даже нет приёмника для считывания эмоций ребенка и дешифратора сигналов о его потребностях, нет гибкости и чувствительности в теле, достаточной, чтобы нечаянно не навредить малышу. Поэтому для полноценного взаимодействия с отцом, ребенка необходимо сперва дорастить до нужной степени зрелости материнскими руками.

Материнство требует от женщины высокого уровня энергозатрат, а главное, предъявляет требования к определенному уровню умственных способностей для обеспечения так необходимой младенцу материнской заботы. А папа? Когда папа вступает в общение с малышом? Да хоть с первых дней! Наличие у женщины физических и психических «приспособлений», нацеленных на заботу о малыше, отнюдь не исключает общение ребенка с другими членами семьи. Но означает, что вопросы ухода, вскармливания и воспитания в период до 3 лет — зона биологической ответственности матери.

Перераспределение ориентиров
После исполнения ребенку 3 лет материнская зона ответственности трансформируется. Ребенок созревает и психически, и физически для реализации сознательного социального поведения. В период между 3 и 8 годами его созревание продолжится, он постепенно научится элементам самообслуживания и помощь матери станет необходимо ему в меньшей степени.

С 3-4 лет ответственность за воспитание малыша мама начинает разделять с членами семьи, и, в первую очередь, с отцом ребёнка. Мама подготовила ребенка к “переходу” на мужскую половину, то есть к обучению за пределами внутренней женской территории. К этому моменту ребенок должен научиться адекватно себя вести в разных ситуациях.

Более основательно дети обоих полов переходят к обучению взаимодействию со внешним миром — зоне ответственности отца — около 5-6 лет. Влияние папы на воспитание ребенка расширяется по мере взросления чада. Полномочия матери по мере взросления ребенка ослабевают. И вот она, кульминация важности роли отца в жизни ребенка: он начинает занимать поистине важную роль к подростковому возрасту отпрыска!

Именно поэтому стоит бережно сохранять авторитет отца, путём его исключения из ухода за грудным ребёнком. Ведь если ребенок воспринимает отца второй матерью, кто станет для него авторитетом, когда придет время? Кто обеспечит новый уровень взаимодействия, обучит труду, охоте, взаимодействию с внешним небезопасным миром? Молодые родители необоснованно торопятся, забывая, что малыш вырастет и станет взрослым.

Немного фактов из биологии
Папина задача — уход за мамой, защита семьи, организация взаимодействие семьи с миром, обеспечение ее питания. И этому есть биологическое обоснование.
4 млн лет назад у самки антропоида — эволюционного прародителя Человека Разумного — был узкий таз, что давало ей возможность ходить и бегать наравне с самцом, неся на себе при этом детеныша. Детеныши рождались с не очень большими головами, а, соответственно, с не очень большим мозгом.

Между заботой о потомстве и размерами головного мозга есть прямая связь: чтобы хорошо заботиться о потомстве, повысив тем самым вероятность выживания, необходимо увеличить потенцию умственных способностей живого существа, т.е. увеличить мозг.
Есть два пути решения этой задачи:
• увеличить размер таза самки, но при этом она утрачивает способность бегать наравне с самцами и, соответственно, не сможет спастись от хищника;
• рожать детенышей до срока биологической зрелости, что требует усложнения заботы и больших энергозатрат от матери, при этом не факт, что детеныш выживет.
Эволюционное решение ныне известно: дети человека рождаются с крупной головой раньше наступления достаточной биологической зрелости по сравнению с другими млекопитающими, при этом расширился таз женщины, что привело к утрате способности бегать наравне с мужчиной.

У этих эволюционных изменений есть ряд компенсаций, которые возвращают нас к вопросу распределения ролей в семье. Во- первых, к незрелорожденности прилагается улучшенная материнская забота, запускаемая биологически адекватными родами. А во-вторых, в результате утраты способности женщин спасаться бегством усложнилась социальная организация человеческой группы, которая предполагает половую специализацию: матери остаются с детьми в защищенном месте, мужчины отвечают за их безопасность и питание. В третьих, период детства ребенка человека удлинился, причина тому — необходимость освоения и развития большого мозга, что, опять- таки, требует высокого уровня материнской заботы.

Мужчина и женщина: краткий вывод
Проблема современного общества в смешении гендерных ролей. Бытуют мнения, взгляды, суждения про неравенство полов, приводятся рассуждения и их обоснования. Но разве стоит их сравнивать по равенству в принципе!?
Разобраться в этом вопросе достаточно просто, если обратить внимание на биологию нашего вида: ответ в половой специализации, которая является компенсаторным механизмом обеспечивающим выживание вида.

Женщина — мать. Ее физиология, психика, предназначение — выносить, родить и вырастить малыша до наступления биологической зрелости. Психофизиологические данные матери специализировались на заботе о потомстве путем эволюционной “ подгонки” под потребности и возможности ребенка. Иными словами, нет матерей, которые изначально не приспособлены к своим детям.
Мужчина — безопасность и выживание. Сила, мощь, навыки защиты, поиска пищи и крова с единой целью — обеспечить выживание своей семьи.


Статья опубликована 16.03.2022г. в блоге Академии Цареградской "Фильтр"