Ребенок
5,5 - 8 месяцев

Автор методики -
Жанна Владимировна Цареградская
ПОМЕНЯТЬ СОДЕРЖАНИЕ (последовательность и картинки)

Темы консультации 5,5-8 месяцев:
  • Физиологические возрастные явления
  • Ритмы снов и бодрствований
  • Организация ГВ и воспитание
  • Отправление естественных нужд, изменения в высаживании
  • Уход и гигиена, изменения в купании
  • Позы для ношения по возрасту
  • Моторное развитие, обучение краю
  • Подготовка дома к ползанию и самостоятельные занятия малыша
  • Психоэмоциональное развитие
  • Свои-чужие и социализация
  • Организация прогулок
  • Пестовальная гимнастика (дополнение)
  • Отлучки мамы из дома
  • Введение педагогического прикорма и пищевое поведение

Физиологические возрастные явления
  • потливость ладоней и ступней до 3 лет
  • вытертость затылка может еще присутствовать до 8 мес.
  • молочная корка отслаивается, освобождать по принципу отжившей болячки
  • слюноотделение менее обильное, может сохраняться до 1,5 лет, вокруг рта раздражение может сохраняться, способен сглатывать слюнку
  • массаж десен пальцем мамы и кулачками; первые зубы, катаральные явления

Ритмы снов и бодрствований
Длительность бодрстовования
  • 6 месяцев - 2 часа бодрствование
  • 7 месяцев - 2:20
  • 8 месяцев - 2:40
  • 9 месяцев - 3 часа
  • первое ВБ короче (1 час), последнее до 2,5-3 часов
  • ориентир на длительность ВБ
  • вб растет скачками
Дневной сон
  • 3-4 сна днем: 1-2 коротких 20-40 минут, 1-2 длинных
  • количество снов зависит от просыпания и ухода в ночь
Ночной сон
  • длительность 9-12 часов
  • ночная сухая пауза без просыпаний около 5 часов, далее прикладывания к груди и высаживание каждые 1,5-2 часа
Особенности
  • в сутки должно быть 14-16 часов сна
  • с 6 месяцев может отказаться от сна на прогулке
  • беспокойный сон говорит о некотором неблагополучии и в нем нужно разбираться
Метеочувствительность
  • реакция на фазу луны и погоду сглаживается
  • определенный ритм беспокойств (например, плохо засыпает в полнолуние)
  • дети с коликами сохраняют метеочувствительность долго, примерно до 1-1,5 лет
Сон: 3-4 раза, 1-2 коротких (20-40), 1-2 длинных (1-более), Ночной 10-12ч, сухая пауза 5 часов, далее каждые 1,5-2 часа сосание-высаживание, ночью не какает.
Не спит на прогулке: интересно

Грудное вскармливание и воспитание
  • разные места и позы в течение дня, позу выбирает мама
  • во время сосания обнимает грудь ручками
  • при сосании отталкивается руками, ногами (не отказ)
  • упирается руками в грудь после сосания и отодвигается в глубокий сон
  • может пропускать прикладывание на просыпание - не ждать просыпания, прикладывать при первом шевелении
  • прикладывание по требованию мамы
  • временно может уйти прикладывание в вб
  • во сне бессознательно сжимает десна - отнимать пальцем
  • следить за прикладыванием и положением головы у груди, дистанция нос-грудь
  • теребление второго соска в 7-8 мес. следует прекращать, отвлекать, чтобы не закрепилось: шейные украшения, бусы, тесный лиф, можно прижимать ручку рукой, разминать.
  • С 5,5 уместно тренировать на сон без груди: после засыпания вынимать грудь, отметив, сколько спит без груди; привычка формируется 2 недели.
  • если мама отходит, подпереть подушкой для тесноты
  • успокоение под грудью (эндорфины, надежность) продолжается.

Укачивание
  • сохранять до 8 мес.
  • может засыпать просто лежа
  • в утренние часы возможно уложить без укачиваний, вечером - чаще с укачиваниями
  • Продлевать каждый сон укачиваниями не нужно, можно помогать только в явно длинные сны либо наблюдать, какие продлевает самостоятельно.
  • Итого: укачивание на руках сохраняется до 8 мес (с 3х мес.), с 5,5 уже может засыпать часть снов под грудью без укачиваний

ГВ - это питание+воспитание+контакт
В 8 месяцев может контролировать процесс прикладывания сам, до этого возраста - строгий мамин контроль + следует помнить, что постоянно меняется череп, растут зубы, меняется геометрия, приходится обучать снова

Холдинг: позы и хваты для ношения
  • позы ношения определяет мама
  • дополнение в позах: ношение лицом от себя с опорой спины на маму, попой на бедро мамы
  • поза на бедре - продолжается
  • "половая" жизнь, то есть самостоятельные занятия на полу с ритмикой 20/20 на маме/на полу

Моторная активность
  • собственная моторная активность вполне может заменять пестовальную гимнастику
  • эпоха переворотов, ползания, сидения с много кратными повторениями
  • перевороты: не переворачивать, подталкивать, показывать удобное положение руки, если мешает
  • тренировки ползания и переворотов могут занимать 20-30 минут, потом просится к маме на руки для отдыха
  • обучение краю с 6 месяцев: создать ситуацию, когда подполз к краю, садить на край и, взяв подмышки, имитировать падение "бух", затем уложить на край на живот, спустить попу ниже края, дотягивая ножку к полу. Повтор 2-3 раза. Повторять при каждой удобной ситуации (5-10)
  • возможны падения ( 2-3 падения).
  • в 7 месяцев может самостоятельно садиться, не раньше.
  • Если ребенок тормозит с моторикой, значит мама неправильно ухаживает за ребенком и носит его.

Моторное развитие и холдинг. “Мательная юла”
Сидение, ползание, переворот с живота на спину (учить), начинается ползание с раскачивания.
Изучение пространства, спускать на пол, подготовить квартиру
Ползание по лестнице, ограничения не нужны, показать и научить (дотянуть ногу)
Учить спускаться на пол (дотягивать ногу до пола), приземлять, рука к полу
Ношение попой а бедре от себя и к себе
Обучение Краю

Освоение пространства и самостоятельные занятия малыша
  • потребность в самостоятельных занятиях, их длительность увеличивается
  • давать свободу, спускать на пол с целью освоения пространства; с пола и с кровати горизонт пространства разный и мозг ощущает мир различно
  • одеялко перестает быть границей, может путешествовать по квартире
  • лестницы: уверенно ползает по ней с начала ползания, прижимаясь животом, ползком; установка ограничений стимулирует опасные ситуации и ажиотаж
  • изучает первый этаж, залазит на полочки, открывает ящики, тряпочки, шурушки - время для организации пространства
Игрушки
  • бытовые предметы, которыми пользуются мама и папа, хочет быть похожим
  • думает, что знает их назначение; изучает, копирует действия мамы
  • кухонная утварь, телефон, клавиатура, пульт, мамина косметика
  • следует определять место, где ими можно играть.
  • любит шелестящие бумажки, мнет ручками, может зажевать (бумага должна быть безопасная)
Самостоятельные занятия
  • много времени на руках мамы пополам с самостоятельными занятиями на полу (20-30 минут), требуется материнское внимание 20/20 минут
  • развивает психоэмоциональная сфера - учится ждать.
Быт
  • больше возможности бытовать при ребенке: в перевязи, сидя при маме на полу, стоя рядом с ним; всегда при маме осваивает пространство
  • вечерняя усталость (после 18.00), может првоести все вреям на руках
  • сложные дела - в первой половине дня.
  • мама носит, если ей надо, и откладывает, если надо.
  • тренировка быть при маме: мама может задерживаться и не сразу брать на руки в зависимости от занятости (показывает занятость)
  • выделить 1-2 ящика для ребенка;остальные физически недоступны
Опасности
  • при столкновении/заинтересованности прокомментировать, в чем опасность, дать убедиться: утюг-горячо, опасно; приблизить ручку; булавки колючие-дать дотронуться, ящик может прищемить пальчик
  • дать убедиться в реальности опасности
  • вещи падают - показать, воспользовавшись ситуацией (стаканчик на голову с водой), достаточно 2-3 объяснения
  • обезопасить розетки, провода, показать назначение розеток, не подавать идею что-то воткнуть
Добыча и запреты
  • ползающий младенец двигается как индеец, берет все, рассматривает, щупает, пробует на зуб, проверяет на звук
  • достал сам=добыча, забирать нечестно, поэтому стоит оценить, до чего малыш может добраться (до 80 см)
  • разрешено почти все кроме, ножей, вилок, терки, открывающейся косметики (открыть крышки еще не может), ценных вещей и документов
  • как забрать запретное: молча вынуть предмет из рук и убрать высоко "Это мое, нельзя"; запретное не возвращать при любой реакции
  • менее ценное - обмен (уговоры длятся до 20 сек), выдать замену
  • запреты должны быть физически недоступны либо невыполнимы
  • понятие "нельзя" применяется в случае физической невозможности (нельзя поднять шкаф, достать звезду с неба); Если применяется слово "нельзя" к какой-то вещи, вещь должна пропасть из пространства
  • минимизировать запреты, убрать запретное с глаз, надежно закрыть запретные ящики, дать возможность изучать, хочу "неправильно"
Домашние животные и растения
  • стоит временно перенести миску кошки на подоконник, организовать кормление собаки по времени, лоток убирается вне доступа
  • дать пощупать горшок с цветком, не запрещать, познакомить, обучить обращению с цветком

Психоэмоциональное развитие
  • лимит терпения маме должен быть известен и им нужно пользоваться с целью тренировок
  • плачет со слезами,
  • проявляет чувство юмора, хохочет в голос, смех, баловство
  • обида, возмущение,
  • кокетничает, строит глазки, задается, заигрывает
  • смущается
  • Ожидает, что "мама и я" - неразделимы, поэтому странно, когда у малыша спрашивают, что он хочет, тк имеет представление, что мама про него все знает; следует использовать объединяющие формулировки "мы будем делать это" - выполняет функцию сопровождения

Общение и речь
Богатое гуление, привлекает внимание, начинает самостоятельно перемещаться
Малыш еще ожидает, что они с мамой неразделимы, поэтому странно спрашивать у него, что он хочет, уверен, что мама про него все знает.
Выполняет функцию сопровождения, все формулировки через "мы будем".
Делать выбор для ребенка - не по возрасту.

Свои-чужие и социализация
  • прекрасно знает своих
  • опасается чужих, может поулыбаться с маминых рук, это не значит, что готов идти на ручки к чужому
  • повторяет действия и "игры" взрослых, повторяет маму, папу, хочет быть похожим
  • готовность к отлучкам мамы, ожидание отлучек

Уход и гигиена
Пеленание
  • может сохраняться на засыпание
Купание
  • для тех, кто сел, удобно купание в тазу: малыша садят по-турецки, высота таза 17-20 см, диаметр дна 27-32 см, светлого цвета; воды по грудь, вода прозрачная
  • купание в тазу "на скорую руку" позволяет маме мыться, пока ребенок играет с игрушками
  • возможно купание с мамой в душе, стоит крепко держать, тк малыш легко выскальзывает
  • купание с мамой в большой ванной любой температуры
  • купание в малом количестве воды без мамы (иногда подстилают полотенце)
  • важно не забывать подливать воду (остывает)
  • 0 ребенка продолжают мыть без моющих средств
  • с началом прикорма возможно купать в травах для пищеварения: дубовая кора, тысячелистник, черника 2ст.л.

Отправление естественных нужд
Высаживание
  • "А что я делаю?" - интересует результат, поскольку конец тела не изучен
  • делает дела, отползает и разглядывает результат: по луже хлопает ладошкой, покаки трогает и если не остановить, может размазать; важно дать изучить, что производит
  • этап изучения своих выделений
  • щупает гениталии, изучает - не следует одевать штанишки, ползунки - это начало половой идентификации (карта тела)
  • проверять, чтобы не было зуда, подмывать.
  • высадить - на пол, высадить - взять на руки-высадить и снова на пол
  • если метит маму - отстранить, на вытянутых руках спустить на пол, идти переодеваться, на руки не брать; проверить, где просело мамино реноме
Ритмы пописов и покаков
  • пописы урежаются: раз в 20-40 минут, перемежаются сменой дислокации
  • стул имеет определенный ритм;
  • после прикорма стул становится более частый (1-2 раза в день или через день); В стуле видны частицы непереваренной пищи - норма.
  • все еще может быть сметанообразным или кислым.
  • ночные покаки прекращаются, опорожняется под утро
  • первая порция оформлена, вторая сметанообразная однородная

Организация прогулок
  • время прогулок может быть увеличено до 3 часов
  • можно использовать слинги и намотки для несидящих
  • с момента сидения - любые намотки и физиологичные рюкзаки
  • ребенок сопровождает маму, которая идет по делам
  • прогулки для ребенка начинаются с момента ходьбы
  • выход из дома должен быть спланирован по делам мамы с привалами, минимум площадок
  • малыш может виснуть на маме, если мама дома засиделась = скучно
  • не давать возможность хватать чужое (в магазине - продукты на полке)

Пестование (дополнение)
  • 4-5 месяц развития - переворот со спины на живот и с живота на спину
  • стремится перевернуться на живот, далее -сесть, встать с колен и поднять ся на ноги, поэтому с 5-6 месяцев упражнения лежа делать прекращают по мере отказа от них. Остаются упражнения сидя и стоя
  • 8-месячные дети очень активны, они сами довольно много занимают себя упражняясь в ползании, ходьбе вдоль опоры, тренировках вестибулярного аппарата и к 8 месяцам жизни для малыша сохраняются только потешные упражнения и упражнения, сидя и стоя
  • Перечень пестовальных упражнений с 6 мес.

Отлучки
Признаком отлучек является невозможность быстро воссоединиться с ребенком по первому требованию, невозможность принести ребенка Вам, то есть территориальная удаленность, мама ушла из помещения, где ребенок, через ВХОДНУЮ дверь.

  • До 6 месяцев не расстаемся с ребенком, перемещаемся с ребенком.
  • После 6 месяцев это становится нужно и маме и ребенку - грамотно организовываем отлучки.
Потребность в отлучках:
для ребенка:
  • ребенок готов проживать следующую степень сепарации от матери, новый уровень самостоятельности
  • готова пищеварительная система для прикорма с общего стола, может прикармливать кто-то еще
  • выстраивание своих собственных отношений с другим человеком
  • осознание, что мама постоянно рядом не находится и может уходить
  • отлучки также могут помочь, когда малыш плохо кушает (в районе 8-10 мес.)
для мамы:
  • возможность возвращаться в свою жизнь, заниматься своими делами вне дома без малыша
  • гормональный фон возвращается в добеременный и мама сама готова отпустить ребенка на короткое время

Правила отлучек:
  • Оставлять малыша с доверенным лицом, кого ребенок хорошо знает и доверяет (папа, бабушка, няня), кому ребенок рад. Свой для ребенка - это человек, кого ребенок видит не реже 3 раз в неделю и рад ему.
  • Первые отлучки - на бодрствование в первой половине дня.
  • Вечерние отлучки тяжело проходят для ребенка и может закрепить негативную ассоциацию с отлучками.
  • не уходить от спящего малыша = мама испарилась
  • Открыто прощаться, предупреждать, малыш должен проводить маму: важно, чтобы ребенок видел, что Вы уходите и помахал Вам, проводил за входную дверь.
! если уходить втихую = мама испарилась, исчезла непредсказуемо. Такой уход вводит ребенка в тревогу и ожидание, что Вы можете исчезнуть в любой момент. Что происходит далее: ребенок зависает на маме, не дает спускать себя с рук. Если прошлый раз Вы исчезли, когда пришла бабушка, то при очередном ее визите ребенок поймет, что Вы опять исчезните и будет протестовать на бабушку и виснуть на Вас.
Поэтому уходите открыто.
  • Следует обучить пестуна правилам прикорма и ухода за ребенком, принятого у Вас в семье.

Последовательность первых отлучек:
  1. ребенок проснулся, пососал.
  2. одеваетесь, прикладываете к груди на прощание
  3. оставляете со своим взрослым, ребенок на руках у пестуна провожает Вас к двери
  4. Ваш ритуал прощания (поцеловать, "Пока-пока, скоро вернусь, оставайся с бабушкой")
  5. уходите открыто через дверь.
  6. первая отлучка длится 15-30 минут. Уходить в первой половине дня, на бодрствование. Иметь возможность вернуться, если ребенок не успокоится за 5-10 минут.
  7. уходя отключаете голову от ребенка. Они справятся.
  8. возвращение домой лучше организовать таким образом, чтобы Вы помыли руки, пока ребенок Вас не видит, потом громко постучали в дверь и пестун с ребенком Вас встречают в дверях
  9. сразу приложить ребенка к груди (поэтому важно помыть руки прямо перед встречей, желательно договориться с пестуном, чтобы увел ребенка из зоны прихожей, чтобы Вы могли тихонько помыть руки)
Последовательность наращивания отлучек:
(при регулярности 2-3 в неделю, возвращаться ДО засыпания)

1 этап - отлучка "на бодрствование"
Первые недели - 15-30 минут. Смотреть на реакцию ребенка
Вторая-третья неделя - 30-60 минут.
В период с 6 до 9 месяцев - до 2-2,5 часов, тк нужно уйти от проснувшегося и вернуться к засыпанию.
Обычно на то, чтобы ребенок адаптировался к отлучкам и спокойно к ним относился, уходит 1-3 месяца. Это зависит от темперамента ребенка, тревожности мамы и ребенка, их отношений, доверия пестуну и проч.

2 этап - отлучка "бодрствование-сон"
Мама приходит к просыпанию.
Отлучки на сон происходят сами собой, когда Вы немного задержались и малыш уснул с пестуном. При этом пестун укладывает ребенка спать любым удобным ему способом.
В эти отлучки рекомендуется возвращаться к просыпанию малыша и прикладывать его к груди на просыпание.

3 этап - отлучка "бодрствование - сон - бодрствование"
Обычно в период 5,5-8 месяцев до этого этапа не доходят.
Малыш засыпает и просыпается без мамы.

Реакция ребенка
! Могут быть откаты. В этом случае маме стоит 1 неделю не отлучаться.
Нормальная реакция ребенка - малыш горюет, что мама ушла, транслирует, что не хочет расставаться с мамой. Эти переживания принимает бабушка, папа, няня. Успокаивается и дальше играет - норма.
Если плачет 10-15 минут, подходит к двери, плачет "мама-мама", то отлучки нужно прекратить на какое-то время, ребенок не готов.
Следует разобраться, почему малыш не отпускает маму:
  • не готов разлучаться (недостаточный контакт с мамой, неожиданная разлука, нет совместного сна)
  • не хочет оставаться с тем человеком, с кем Вы его оставляете.
  • ответственный человек не хочет оставаться с ребенком, нет уверенности что сможет уложить/накормить без груди (развеять сомнения, что кормление грудью и отлучки между собой не связаны, ребенок в курсе, что вместе с мамой ушла и титя. Нужно сохранять укачивания именно для того, чтобы это помогало ребенку уснуть.), боится и переживает, что не справится. 99% успеха отлучек в уверенности остающегося взрослого.
  • не готова мама (стоит у двери, переживает, прислушивается, как они там, справятся ли). У мамы и ребенка крепкая связь и ребенок это чувствует.

Что, если отлучек нет
  • ребенок начинает зависать на маме примерно к 9 месяцам, потому что у него есть врожденное ожидание, что мама уйдет - сосет впрок.
  • начать отлучки позднее 9 месяцев - сложнее, может не отпустить.
Предельные варианты отлучек - на картинке ниже

Про няню (позже)

Про длительность отлучек по возрастам

Помните, что ребенок и мама - это две живые и взаимосвязанные в этом возрасте системы.
Одна не может в норме отлучиться от другой дольше, чем то позволяют физиологические и психические процессы.
К примеру, через сколько у матери начинает распирать грудь от молока и она готова покормить любого встречного, лишь бы освободили грудь.
А у малыша длительность отлучек напрямую связана со способностью получать энергию из пищи с общего стола и навыком засыпать без груди (в отсутствие мамы разумеется), а также с резервом психики и процессами торможения, в которых сосание груди помочь без мамы не может.
Поэтому составлять табличку здесь - не совсем корректно.
Но возможно дать некоторые ориентиры.

Отлучки не являются обязательными, если у мамы нет социального окружения либо потребности.
Если социальная поддержка есть, отлучки происходят сами собой.
Отсутствие социальной поддержки приводит к педагогической запущенности.

Ориентиры отлучек
начало отлучек
начало отлучек
  • период уверенного энергетического прикорма, то есть в районе 9 мес.
  • частота определяется тем, сколько раз маме надо выйти из дома,
6 - 11 мес.
6 - 11 мес.
  • до 4 раз в неделю в зависимости от потребностей матери
  • первые отлучки начинают с 20-30 минут
  • с 6 до 8 месяцев - до 2,5 часов, тк нужно уйти от проснувшегося и вернуться к засыпанию.
  • после 8 месяцев - 2-3 раза в неделю по 3-5 часов
длительность к 11 мес. зависит от:
  • систематичности отлучек
  • способности материнской груди выдерживать разлуку
  • способности малыша засыпать без мамы
11 мес. - 1,5 года
11 мес. - 1,5 года
до 4 раз в неделю в зависимости от потребностей матери
  • зависимости те же, что и в 6-11 мес.
  • максимум ориентировочно - 6 часов
(предельная длительность разлуки до распирания груди, поскольку второй год - год активного сосания груди малышом)
2 года
2 года
  • постепенная перестройка лактации у матери
  • появление социальных интересов у ребенка при наличии детской группы
2,5 года
2,5 года
  • ребенок все также зависит от матери и разлуки дольше суток редко возможны
  • материнская грудь обычно дольше 10-15 часов не выдерживает, поэтому необходимо рассматривать потребность матери в такой длительной отлучке отдельно.
3 года
3 года
  • ребенок может оставаться с семьей в отсутствие мамы до 1,5 суток
3 года 6 мес
3 года 6 мес
  • ребенок "вдруг" становится другим и отношения с грудью изменяются
  • к 3,7-3,8 происходят первые завершения ГВ (информации с наблюдениями мало): пеерстают просыпаться ночью, днем интересоваться грудью, а у матери кэтому времени полным ходом идет инволюция
  • после вагинальных родов малыш может
  • у детей после кесарева сечения четкого прекращения нет, они продолжают прикладываться далее и здесь часто требуется прекращения кормления мамой (устроить праздник, очертить веху). завершение в таком случае происходит резко
  • норма заверешния ГВ для нашего вида - неполные 5 лет, то есть 4,7-4,8 лет.
  • Кормление дольше 5 лет не является нормой и часто происходит по инициативе мамы (например, если опыт ГВ с первым ребенком не удался) на фоне нарушений угасания сосательного рефлекса.
  • В случае органических поражений головного мозга угасание сосательного рефлекса не происходит и после 5 лет, оставаясьна уровне сосания 2-летним ребенком.
Ориентиры даются для случая
Ориентиры даются для случая
  • маме не нужно срочно выходить на работу
  • у мамы есть социальное окружение, есть, куда идти и с кем оставить ребенка.
Введение прикорма
Прикорм
С посудой знаком, брать пару ложек, кружек.
Яблоко, сушка, сухарик, косточку, бастурму, галета,морковка, жила капусты, сухарик.
Держит самостоятельно - примета готовности к прикорму.
Микродозы с 5,5мес (щепотка) - 2-3 микродозы каждого продукта (учится сглатывать пищу).
Учить пить (чашка, ложка, край ладони)


О методе
  • термины введены Ла Лече Лигой, адаптирован в России
  • Педагогический прикорм - это результат исследований и наблюдений Цареградской Ж.В. вместе с выдающимися учеными Фатеевой Еленой Марковной и Воронцовым И. М. (педиатры, доктора медицинских наук).
Физиология прикорма
  • в начале прикорма пища не служит источником насыщения, поскольку ферменты не сформированы
  • угасает рефлекс выталкивания, который препятствовал заглатыванию твердой пищи
  • пробуждается пищевой интерес (поведение)
  • пищевой интерес - начало адаптации к инородным продуктам с формированием пищевого поведения, без которого невозможно научиться есть
  • формирование ферментов длится 1-2 месяца до момента начала энергетического прикорма
  • биологическая задача -формирование ферментов, экскурсия в мир продуктов
  • формирование навыков жевания и глотания через фактурную пищу с 6 до 8 мес (перетирание деснами, зубами)

Признаки готовности к прикорму:
  • ребенку от 5,5 до 7,5 мес.
  • может держать кусок руками и не ронять какое-то время
  • проявляет интерес не к ложке, а к содержимому ложки, очень расстраивается, если дают пустую ложку
  • Запах стула меняется на неприятный взрослый

Принципы и правила введения прикорма
  • соответствие питания пищевой нише
  • 6-8 мес - адаптационный период - микродозы + твердые куски
  • каждый прием пищи мамы сопровождается ребенком: он получаем 3-4 микродозы каждого продукта
  • пища - обычная еда (соленая, перченая и тд), то, что ест мама, не является безвкусной
  • мама и ребенок едят из одной тарелки (молоко помогает формированию ферментов и усвоению пищи) 3-4 раза в день
  • ГВ никак не зависит от прикорма, идут параллельно; ГВ - не только питание, но регулировка организма
  • пища не должна быть пюрированная (пюре менее 10-20%, остальное - кусочки); у кусочка меньшая площадь соприкосновения со слизистой
  • поддержание пищевого интереса через конкуренцию за столом (увлеченно есть, первая ложна - маме); угасает к 9 месяцам, не восстановим
  • пища недоступна для ребенка, ребенок ее выпрашивает, прикармливает, не накармливает -поддержка интереса
  • пища мамы = ее тарелка, она ей распоряжается
  • пища ребенка = то, что дали ему в руки (еда, тренировка, исследование)
  • исследование свойств пищи на куске
  • запрет на порчу продуктов (присмотр, прекращение баловства, помыть и отправить гулять); показать интерес к испорченному продукту
  • не выбрасывать еду при ребенке
  • четкое начало/окончание трапезы; по окончании ребенка нужно помыть и переодеть, если запачкался
  • невозможность трогать и распоряжаться маминой едой, лезть на стол
  • после того, как ребенка отправили на пол, мама присматривает, но увлеченно ест свою еду;нарочито наблюдать не нужно

Правила культуры за столом
  • формирование культуры поведения за столом
  • умение обращаться с посудой, пищей, продуктами (кроме вилки, ложки)
  • уважительное отношение к пище других членов семьи
  • запрет на порчу продуктов
  • чистоплотность (мама умывает ребенка после трапезы, подтирает во время еды, если запачкался) - прививается навык
  • при посягательстве на стол/тарелку блокировать руки
  • разбираться с едой можно на полу
  • если ребенок подавился/не справился с едой, еду вытаскивают изо рта пальцем (палец крючком)

Исключить
  • первые 3 месяца избегать горячей пищи
  • соки (неестественно высокая концентрация, быстрое всасывание, нагрузка на почки)

Методика прикорма
  • введение прикорма: вначале трапезы дается ложка/кусок
  • куски - это настоящая колбаса, пастурма, жетский кусок хлеба, кусок жесткого овоща, фрукта, капустная жила, куринная косточка, сушка, сухарик и тд
  • можно начинать с куска или сначала прикормить, а потом кусок
  • пример пищи мамы: суп, каша, куски, чай, вода
  • обеспечить рядом моющийся коврик/подстилку, куда ребенка можно спустить с куском
  • мама садится боком к столу, малыш присажен, опора на мамину руку под грудь
  • микродоза вставляется ребенку в рот, если на кончике ложки - обтирается об десну (может кривиться, выталкивать)
  • дозировка: по 3-4 микродозы 3-4 продуктов, 0,5 ч.л. бульона; больше не нужно в первые 2 недели
  • ограничение снимается, когда ребенок начал глотать микродозы, постепенно переходя на несколько доз в ложке
  • суп дается из ложки, вода - из чашки, твердое - микродозами
  • первая ложка маме, далее - каждая третья ложка - 1 микродозу ребенку
  • с куском на пол
  • новый продукт дается микродозами

Методика обучения питью из чашки
  • вода вводится вместе с началом прикорма
  • можно предлагать попить примерно через каждые 3 микродозы
  • ориентир на интерес ребенка: хочет - попьет, отворачивается - не настаивать
  • чашку для питья выбрать небольшую, с низким бортиком
  • налить 4 чайные ложки воды в кружку, затем не наклонить, а запрокинуть чашку ко рту ребенка и быстро опустить = на 1 глоток
  • постепенно ребенок обучается пить глотками
  • если ребенок хватается за бортик чашки, нужно отвести чашку вниз, тогда содержимое удастся сохранить

Примерные сроки адаптации к продуктам с общего стола
6 - 11 мес.: ребенок усваивает молоко, молочные продукты - простокваша, ряженка, творог, йогурт.
9 мес. - 1 г. 4 мес.: начинается усвоение продуктов, богатых белками и углеводами - мясо, яйца, рыба, твердый сыр, молочные продукты, картофель, хлебобулочные изделия, каши (рисовая, пшенная...), макароны, сладости.
1 г. 4 мес. - 3 года: сочные овощи и фрукты - помидоры, абрикосы, вишня, персик, сочные груши, яблоки, сочные ягоды (виноград, крыжовник, смородина, малина, клубника); продукты богатые углеводами и жирами - сливочное масло, жирная сметана, сыр, сало.
3 - 4 года: начинает усваивать клетчатку - морковь, свекла, капуста, огурцы, кабачки, зерновые каши; причем в полной мере усваивать морковь, свеклу и капусту дети начинают только к 6-8 годам, т.к. в этих продуктах очень много клетчатки, она усваивается в толстом кишечнике, флора дольше созревает.